Семейные ценности и духовно нравственное воспитания. Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников
Ольга Козориз
Семейные ценности - возрождение традиций и духовной культуры в семье
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России , особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно -нравственные компоненты содержания образования.
Для Изабеллы это означает, что в будущем их беспокойство будет сохранено, чтобы не столкнуться с несправедливыми обвинениями. Если Каролина хочет понять свою дочь, и она должна открыться ей, мать должна сначала вставить свою дочь. Трудно, но не невозможно, сделать паузу в горячем обсуждении и продолжать напоминать себе отношение внимательности и внимания к ребенку. Фразы типа «Я на вашей стороне». Подчеркните отношение.
Дайте ситуацию снова! Затем Каролина могла проявить сочувствие и помочь своей дочери назвать ее чувства, такие как: Б. «Теперь вы сердитесь и расстроены». Так Изабелла понимает и может открыться шаг за шагом. С неотвеченным вопросом: «Что случилось?» Каролина и Изабелла вместе думают, почему Изабелла не хочет ходить в школу. Внезапно все становится ясным: Изабелла спорила со своей подругой Вереной. С целенаправленными вопросами понимания: «Вы были очень злы или немного?» Оба определяют силу чувств Изабеллы.
Сегодня духовно -нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья , личность, труд и творчество, наука, традиционные религии , искусство и литература, природа, человечество, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности , являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных , семейных , социально-исторических и религиозных традициях .
«Давайте вместе подумаем, как это может произойти сейчас!». Чтобы найти решение, Каролина Изабелла поощряет Давайте вместе подумаем, как действовать дальше. При этом Каролина не забывает уважать все идеи Изабеллы, даже если она не считает ее лучшим решением. С вопросами «И как это будет?» Каролина Изабелла помогает самим проверять последствия и последствия своих решений.
Питер ставит себя в положение своего сына. Мы входим в середину ситуации, пока не дошли до скандала: ваза сломана, и Мартин сидит, плача на полу. Если отец сейчас остановился и не сразу разозлился, ситуация может быть следующей. «Я не буду ругать тебя».
Возникает проблема : как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Питер нажимает кнопку внутренней паузы и думает: как чувствует себя мой сын сейчас? Он ставит себя в положение своего сына и думает: Мартин, вероятно, недоволен или отчаялся. Питер выражает свою озабоченность и обращается к Мартину. «Вы, конечно, недовольны, потому что ваза сломалась». Мартин отвечает на рыдания: Я просто немного танцевал. А затем ваза упала. Питер повторяет своими словами, что произошло. Впоследствии он говорит, что грустно, что ваза сломана, но он не будет жаловаться. Беспокойное изумление и искра надежды освещают лицо мальчика.
В нашем детском саду одним из направлений работы является духовно нравственное , патриотическое воспитание.
Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Цель :
Создавать условия для духовно -нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.
На вопрос «Что вам теперь лучше всего нравится?», Отец ведет к решению проблем. «Что ваза снова в безопасности!» - говорит Мартин. «И что вы можете там сделать?» - спрашивает его отец. После некоторых нереалистичных решений Мартин говорит: Я мог бы снова приклеить две части вазы! Но мне это не нравится, пап. Вспомните отношение! Если вы научите своего ребенка, что вы на его стороне и хотите ему помочь, то его гнев и гнев быстро растворяются в ничто. Ваш ребенок может сосредоточиться на проблеме с ясной головой.
Но не забывайте, что без искреннего желания серьезно относиться к вашему ребенку и понимать его, все предложения не будут работать. Тогда они были бы только средством достижения цели. Пять советов по искреннему сочувствию.
- Все чувства вашего ребенка важны и могут быть приняты вами.
- Пожалуйста, спросите себя снова и снова: как мне пойти на место моего ребенка?
- Потратьте время, чтобы сопереживать самому себе.
- Дайте вашему ребенку время разобраться в своих мыслях и чувствах.
- Доверяйте своему ребенку возможность самостоятельно решать проблемы.
Задачи :
1. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье , малой Родине, родной стране.
2. Расширять представления о культуре , православных праздниках и народных традициях своего народа .
3. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Внезапно приходит ваш ребенок и хочет сказать вам что-то срочно. Теперь у вас есть возможность продолжить работу, не обращая внимания на своего ребенка. Но дети нуждаются в полном внимании своих родителей: прервите свою деятельность и обратитесь к своему ребенку. Спросите себя: насколько мне сейчас нужен мой ребенок? Ваша осознанность покажет вашему ребенку, что вы серьезно относитесь к его заботам и печали. Признайте чувства своего ребенка и назовите их! По мере того, как вы помогаете ребенку идентифицировать свои чувства, его угрожающие, злые или пугающие чувства превратятся в ощутимые эмоции.
4. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно -нравственному воспитанию детей.
5. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
Наследование ценностей народной культуры
В самом нежном возрасте – есть самый естественный,
Верный способ воспитания любви к Родине, Отечеству».В. А. Сухомлинский
Поэтому они становятся нормальной частью повседневной жизни. Чтобы сделать это, вам нужно выразить чувства своего ребенка словами. Заявления в форме заявления «Наверное, вы боялись». Если вы ошибаетесь, вы, безусловно, будете исправлены вашим ребенком. Если ваш ребенок называет это чувство «я был так зол», повторите слово, которое ваш ребенок использовал для его чувства: «Я понимаю, вы злились». Он сигнализирует ему, что вы поставили себя на свое место и чтобы понять это чувство. Вероятно, вам будет трудно звучать в самом начале.
Но чем больше вы тренируетесь, тем увереннее становитесь. Хороший совет для большей достоверности в лингвистическом выражении: используйте свой язык тела и смоделируйте свой тон голоса. Помогите ребенку найти решение для себя! Столько, сколько горящее решение проблемы горит на ваших губах, постарайтесь удержать себя. Ваш ребенок должен научиться мыслить независимо и независимо.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья , общественность. (С. В. Глебова)
№ 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» безусловным приоритетом объявлена семья и семейные
Но как вы поможете ему найти решение самостоятельно? Вот несколько практических советов. Спросите о его цели «Что бы вы хотели сделать лучше всего сейчас?» Этот вопрос оставляет все открытым и дает детскому пространству думать о себе.
- Поощряйте своего ребенка собирать идеи для решения проблемы.
- Давайте подумаем вместе, как действовать сейчас.
- Какие у вас идеи?
- Вашему ребенку сначала нужно видение того, чего он хочет достичь.
ценности .
Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи , семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно -нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья . Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей , о воспитании, о народной педагогике.
С вопросами об эффектах нереалистичных идей: «Как тогда это будет?», Вы постепенно приблизитесь к реалистичному решению. Пожертвовав Фонд «Альянс за детей», они вносят ценный вклад в обеспечение того, чтобы дети и молодые люди имели возможность вырасти без насилия.
Конечно, вы можете потребовать свое пожертвование для целей налогообложения. Многие родители чувствуют себя неуверенно в воспитании своих детей. В отличие от прошлого, поскольку он передавался из поколения в поколение, как воспитывать детей, они часто остаются сами по себе до этой задачи.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , что именно родители ответственны за воспитание детей. Практика работы по духовно – нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.
Кроме того, возросла потребность родителей в обучении их детей, и все более заметная хрупкость отношений, а также упадка традиций и религиозных связей усложняют выполнение образовательной миссии. Особенно в отношении религиозных вопросов и передачи основных ценностей многие родители не уверены.
Согласно опросам, основные христианские ценности в образовании все еще - или снова - высоко ценятся: большинство населения Германии привержено обучению детей в соответствии с принципом благотворительности, поощрять их к милосердию к нуждающимся и развивать свою совесть. Почти две трети считают, что детям следует рассказывать о религиозном происхождении высоких праздников.
Слово «традиции » переводится с латинского как «передача» , «преемственность» .
Многие традиции предыдущих поколений в нашей стране были утеряны в связи с политическим строем. Но традиция всегда возрождается в том случае , когда ряд элементов наделяется ценностным звучанием . Именно это возрождение православной традиции мы наблюдаем сейчас .
Церковные центры дневного ухода могут противодействовать растущей потребности в переносе стоимости. Поскольку ценностное образование в связи с религиозным образованием всегда было естественной частью образования, образования и ухода в раннем детстве в детских дневных центрах. Они не только позволяют детям изучать познавательное, эмоциональное и религиозное образование, но и устанавливать стандарты для жизни и жизни вместе.
Основываясь на христианском образе человека, ценности передаются в свете того факта, что христианство - это прежде всего любовь Бога и вера в него. Признаки его любви к нам, люди, касаются Десяти Заповедей, которые одновременно защищают и обязывают нас. Эти Десять Заповедей дали четкое руководство для правых и неправильных, для добра и зла, с незапамятных времен - они являются мерилом фундаментальных ценностей и норм.
Издревле традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье , училась строить взаимоотношения с другими членами семьи , подчиняясь безусловному авторитету мужчины – главе семьи .
С Десятью Заповедями Бог не хочет навязывать людям то, что они должны делать, и что они должны делать, а скорее предлагать им помощь для полноценной и хорошей жизни с ним и друг с другом. В этом контексте ценности и религиозное образование в церковных детских учреждениях сочетаются друг с другом посредством религиозной педагогики.
Следует отметить, что ценностное посредничество в конечном итоге не может быть достигнуто институтами, т.е. не через церкви и детские сады, а через людей. Дети не руководствуются ценностными системами или правилами поведения, но на примере людей, с которыми они живут, особенно их родителей и их воспитателей. С ними они смотрят, как они живут своими ценностями, с вами они пристально смотрят, например, с виной и неудачей, с критикой и хвалами, прощанием и вознаграждением.
Для чего нужны традиции ? Что дают они ребенку?
Во первых - это гордость за свою семью , во вторых - незабываемые впечатления, в - третьих - стабильность в семье .
Что такое семейные ценности ? Недвижимость и счет в банке или что-то иное? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных ценностей - это важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого её члена.
Ценностное образование растет при общении друг с другом
Для ценностного образования нет ни патента, ни образовательной магической формулы. Скорее, он вырастает из уважительного подхода к детям. Таким образом, дети, которые считают, что их ценят взрослые, родители, воспитатели, ценятся и наделены, учатся проявлять уважение и уважение к другим.
Чтобы не подвергать детей несогласованному сопоставлению ценностей, экклезиасты придают большое значение тесному сотрудничеству с родителями в смысле образовательного партнерства. Речь идет не о наложении правил в детский сад на родителей, а в том, чтобы хорошо информировать их о системе ценностей, лежащей в основе образования, обучения и ухода в дневном отделении.
Для каждого из своих членов семья является школой любви, постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам.
Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими : все события семейной жизни объединяют , усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Это так важно, потому что дети в этом раннем возрасте включают ценности и нормы, которые могут определять их жизнь. Из-за их потребности в социальной принадлежности они включают ценности своей ссылочной группы в свою систему норм и ценностей. Именно здесь воспитывают воспитателей детских садов, вводящих детей в христианские ценности и объясняющих важность этих ценностей для их собственного поведения. Это не только учит детей следовать правилам, но и изменять правила при разговоре с другими, когда обоснованные аргументы обоснованы или более высокие значения оправдывают его.
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей , созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья , являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций , более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений.
Не уменьшайте ценность образования до морализаторских апелляций
Здесь преподаватели могут извлечь из обширного фонда библейских историй, которые обеспечивают ориентацию в определении стандартов и ценности. Например, рассказ о Лазаре описывает конфликт между богатыми и бедными и объясняет детям, что Бог с бедными. Призыв Иисуса к тем, кто считает, что они не подлежит сомнению: «Бросьте первый камень» - это пример того, чтобы критически относиться к своим ценностям с точки зрения самоправедности. Притча о Добром Самаритяне означает приверженность обездоленных и больных.
Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью , включался в трудовую деятельность, входил в сложившуюся систему взаимоотношений. В 7 лет он участвовал в обработке пашни, в 8-9 – убирал хлеб и кормил скот, в 14 – владел косой, серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвость, трудолюбие, ум и смекалка – качества, необходимые для успешного труда.
Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.
Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. Особенно большое влияние на детей имели отцы. Отец детьми был особенно уважаем, в нем видели источник всего полезного, хорошего. Авторитет отца поддерживала мать.
Ответственность семьи заключается , прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим,
от родителей – детям.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность .
В нашем дет. саду создана «изба» , где дети знакомятся с предметами промысловой деятельности наших предков. Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением.
В течении года в нашем детском саду проводится множество праздников. Осенний переполох, День Матери, Новый год, Рождество, Святки, 2февраля, Защитники Отечества, Масленица.
А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции , обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа. Мы строим образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду , мы используем следующие методы :
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, Л. Н. Толстой «Два товарища» , «Отец и сыновья» «Дед и внук» ,А. Кузнецовой "Мы поссорились", К. Д. Ушинского "Умей обождать", А. Барто"Помощница". Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно -нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи : одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения :«Поприветствуем друг друга» ; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо» »; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре) ; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день» , «Нарисуй, расскажи о них» ; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов» ; К тебе пришли гости : игра «Гость - хозяин» ; «Ты в театре» ; «Разговор по телефону» ; «Нарисуй подарок другу (маме) »; «На дне рождения» ; «Именины» ; «Если другу плохо…»
Масленица – самый озорной и вкусный весенний праздник. А дети, как известно, лучше взрослых умеют радоваться и веселиться, особенно, если повод для веселья самый блинный праздник – Масленица.
24 слайд папы
Экологическое воспитание. Расширяя тему духовно нравственного воспитания, прививаем детям любовь к Родному краю через знакомство с окружающим миром.
К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни. Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Все дети, педагоги и родители приобрели определённые знания!
Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения
Выражают чувства сопереживания и милосердия.
Проявляют интерес, внимание и заботу к ближним и оказывают помощь окружающим
РОДИТЕЛИ :
Приобрели знания о семейных и народных традициях , праздниках;
Укрепили межсемейные и внутрисемейные связи ;
Научились организовывать семейные праздники и создавать семейные архивы .
Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»
милосердный, трудолюбивый, добрый, активный,самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ почитающий его традиции и культуру .
Вечером в лампадке огонек горел
Ангел, наш хранитель, на дитя смотрел.
Детская молитва – в ней слова просты,
Сказаны от сердца, светлы и чисты.
«Господи, помилуй, маму сохрани,
Помогай всем людям – добрые они!
Бабушке здоровья дай на много дней,
Чтобы завтра утром
в храм пошли мы с ней!
Кто сейчас болеет, кому тяжело,
Господи, помилуй, не оставь его!»
Задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи. Моя статья поможет педагогам организовать свою работу так, чтобы вместе с родителями идти в одном направление достижения одной цели, становления духовно-нравственной личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников
«От того, как прошло детство, кто
Вёл ребёнка за руку в детские годы, что
Вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький.
А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются:
Ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как:
чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.
Гибкость в решении семейных проблем - путь к счастью и ощущению комфорта.
Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу.
Честность образует глубокую связь между членами семьи.
Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас.
Щедрость - давая, не думая о том, что вы получите взамен.
Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств - важный элемент становления семейных отношений
Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие - менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкивания, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.
Семейные традиции , задающие и сохраняющие основные семейные ценности;
Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;
Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.
Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.
Наша задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности.
Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения, школы. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая система взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. К сожалению, результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не смогли охарактеризовать значимость семьи для человека.
После проведения анкетирования среди родителей, выявилось, что в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности - одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость взаимодействия с родителями по формированию у детей направленности на мир семьи и семейным ценностям была обусловлена выше перечисленными факторами.
А так же указали на наше сотрудничество с родителями в этом направлении следующие проблемы общества:
- Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
- Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
- Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
- В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у старших дошкольников, мы наметили цели:
Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
Привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки
позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
- Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи,семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили свою работу в соответствии с требованиями ФГТ и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
- доступность материала для детей дошкольного возраста
- максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включала разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.
Активно используем в своей работе по взаимодействию с родителями в формировании у детей направленности на мир семьи и семейным ценностям, метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Ты взрослый, я - ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.
Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребенка нашей группы.
Цель проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, ответственность перед ними и детьми.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив групп более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками.
После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.
Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т.д.
Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит - тот живет, не тужит ».
Стараемся все чаще заменять собрания новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», « Семейное Ток шоу», презентации « Мой дом – моя крепость» ,в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.
Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Пользуемся в своей работе рекомендациями Арнаутовой Е,П по использованию в работе с родителями метода игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может поставить под сомнение собственное представление о ребенке, его семейной принадлежности. Применяя этот метод, организовываем по пятницам «Вечерние игралки - заседалки », на которых предлагаем родителям различные задания в проигрывании ситуаций: «Успокойте плачущего ребенка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д., либо ситуации, возникшие между детьми. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что может способствовать освобождению от них.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», « Папа, мама и я- спортивная семья» и др.
Мы создали в группе семейный музей. Музей семьи – специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Музей семьи, являясь педагогическим по своей сути, определяет музейную среду как образовательную. Первоначально была предложена игра в музей, а дети и взрослые с удовольствием эту игру поддержали. Игра так увлекла детей и взрослых, что мини-экспозиции стали открываться в группе постоянно (альбом «Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст – в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др. Также в музее выставляются семейные коллекции: «Марки России», « Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Коллекционирование способствует расширению кругозора детей по вопросам, связанным с семьей; обеспечивает развитие у ребенка познавательных интересов к миру семьи. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея семьи.
Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи», «Фото - репортажи» на темы: «Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек), « Активный отдых с внуками», «Папа, мама и я – вазовская семья», «Папа, мама, брат (сестра) и я- здоровая семья!» и т.д.; ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов»: «Хобби моей семьи», « Традиции моей семьи», « Самый интересный семейный выходной», « Самая дружная семья – моя!» и др.
Одна из традиций нашего детского сада акция «Зеленый детский сад», в которой родители и дети принимают активное участие. Воспитание бережного отношения к природе - важная часть в нравственном становлении личности ребенка.
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.
Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:
- Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.
- Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
- Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.
- Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.
- Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.
- Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.
Литература:
1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
4. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.
7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Дыбина О.В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова.С.Е., Еник О.А.,Пенькова Л.А., Щетинина В.В./-Ульяновск,2010.
9. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ,2010.
10. Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е., Иванова Н.,Калинина А./ серия Приложения к журналу « Управление ДОУ» - М.: Сфера,2008.