Стили семейного воспитания кратко. Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя!
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Мы уверены, что родительское обучение может быть выполнено с помощью обучения, в котором родители имеют возможность изучать широкий спектр разнообразных впечатлений, которые могут быть противопоставлены их собственным. Это достигается благодаря обмену с другими родителями, приступает к одной и той же задаче, способствуя тому, чтобы родители чувствовали себя активными и протагонистами образовательной задачи, и вмешательство могло быть направлено на развитие уверенности в своих способностях воспитывать своих детей, Таким образом, люди сами узнают о событиях семейной жизни и строят свои знания из ситуаций и их предыдущих неявных теорий.
Характеристика стилей семейного воспитания
В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.
Они учатся быть отцом и матерью, когда пересекаются переживания, преодолеваются препятствия и возникают ситуации, которые побуждают родителей к импровизации, но это, безусловно, фундаментальное «совместное отражение того, как мы действуем, что хотим Наши дети, как мы собираемся столкнуться с их обучением, что от нас ожидается». Хотя эффективность не оценивалась, результаты исследования действия подтверждают важность и актуальность работы с родителями, а также используемую методологию. Двадцать четыре практикума были проведены в шести католических учреждениях в Монтевидео и в интерьере страны.
Авторитарный стиль семейного воспитания
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Цели семинаров заключались в том, чтобы создать места для размышлений и участия участвующих родителей; Поощрять создание диалоговых групп; Укрепить образовательное учреждение образования. Участники были родителями учеников-подростков в первый и второй годы средней школы.
Оценка проводилась через закрытые анкеты для родителей и институциональные ссылки. Соответствующие аспекты: участвующие родители выразили важность родительского образования для своей роли. Они также придают большое значение тому, что учебное заведение поддерживает и сопровождает этот процесс. Важность программ родительского обучения и их эффективность очевидны в исследованиях, проведенных, в частности, среди других. Предварительные результаты исследования показывают, что программа выполняет свою задачу, предоставляет стратегии и образовательные ресурсы родителям.
Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.
В целях поиска сотрудничества и ответственности своих детей в задачах и семейной жизни. В свою очередь, он глубоко развивает результаты Программы семейного управления. Они разрабатывают образовательные стратегии для родителей в целях содействия сотрудничеству и ответственности детей на работе и семейной жизни. И они ссылаются на оценки родителей относительно полезности и эффективности учебных мероприятий, они требуют, чтобы стратегии были более настойчивыми и последовательными в обучении своих детей и т.д.
С другой стороны, мы представляем Программу поддержки персонала и семьи. Из оценки различных измерительных приборов, связанных с целями программы, они смогли проверить эффективность программы с точки зрения досрочного повышения. Провести обзорную работу в разных базах данных об эффективности учебных программ для родителей в течение 20 лет. В этом смысле результаты были удовлетворительными в продвижении позитивных изменений в поведении детей, улучшении взаимодействия между родителями и детьми и в поведении родителей и отношениях.
При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.
Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков
По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя.
Его эффективность проверяется в улучшении семейного общения, в разрешении конфликтов и в снижении родительского стресса. Они также провели обзор более ста эмпирических исследований и пришли к выводу, что обучение родителей оказывает многократное благоприятное воздействие на родителей и их детей.
Как родительские образовательные стили, так и развитие и социализация были изучены в течение нескольких десятилетий значительным числом авторов, несомненно, как мы упоминали ранее, работы с более высокой заболеваемостью были среди других. Тем не менее, мы считаем, что есть и другие авторы, которые могут предоставить нам интересные размышления, данные, которые позволяют нам вникать в предмет.
Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.
В рамках типологии, созданной для родительских образовательных стилей, самое интересное, что приводит к самым позитивным и здоровым последствиям, когда дело доходит до обучения детей, оказывается таким, как мы видели, развитым в демократическом стиле. Эта новая модель говорит о поступательном вкладе детей в процесс социализации, используя рассуждения и размышления для совместного строительства.
Одним из способов поддержки и расширения возможностей для осуществления позитивного воспитания является формирование отцов и матерей, в этом смысле в последние десятилетия существует множество опытов в разных частях. Исследования, проекты или учебные программы, обучение, обучение или ориентация родителей совпадают, подчеркивая важность в реализации этого опыта, некоторые из упомянутых исследований эмпирически повышают эффективность того же самого, другие сосредотачивают свою историю на удовлетворении участники с программами, некоторые другие учитывают обе переменные, которые также могут выполняться из разных областей, а также из государственного или частного сектора.
Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Именно в этих рамках формирование родителей имеет смысл, можно улучшить производительность взрослых в повседневной деятельности, что позволит улучшить физическое, психологическое и социальное развитие детей и подростков. Семья и школа перед изменением мира. Журнальные образовательные контексты, 202.
Семейный контекст и психологическое развитие в детстве. Мадрид: Пирсон Образование. Внутреннее выживание: осуществление совместной ответственности. Зеледон, Семьи и образование в демократических ценностях. Текущие проблемы и перспективы. Барселона: Кларет.
Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют черезчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.
Голоса, тишины и крики: смысл беременности в подростковом и образовательном родительских стилях. Аргентина Журнал социологии,, 186. Кинтана, семейная педагогика. Мадрид: Нарсея. Монтевидео: Универсидад Католика дель Уругвай. Новые человеческие и гуманистические отношения. Группы, взаимодействия между сверстниками и отношениями дружбы в детстве и юности. Ортис, аффективное и социальное развитие.
Испания: пирамида. Семьи в информационном обществе и разнообразие. Зеледон, Барселона: Кларет. Проблема семей в процессах образования в демократических ценностях. Взносы теории и исследований. Анализ текущего подхода к сотрудничеству родителей и школы. Аула Абиерта, 87, 3.
Каким вырастет ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания
Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.
Экспериментальная программа для родителей. Семейный контекст и психологическое развитие в подростковом возрасте. Мадрид: Обучение Пирсона. Семья и ее роль в аффективном и социальном развитии. Ортис, аффективное и социальное развитие Мадрид: пирамида. Разведение и семейные стили образования. Новые человеческие и гуманистические отношения Мадрид: Нарсея. Руководящие принципы, способствующие выполнению родительских обязанностей у местных корпораций.
Позитивный подход к интервенции с семьями. Когнитивное развитие в социальном контексте. Барселона: Пайдос. Мы знаем некоторые вещи: отношения между родителями и подростками в ретроспективе и перспективах. Журнал исследований по подростковому возрасту, 11, 1.
Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к несформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.
Родительские образовательные стили. Библиографический обзор и теоретическая реформация. Теория образования, 151. Монреаль, Квебек: Центр передового опыта развития детей младшего возраста. Ключи для оптимизации отношений с нашими детьми. Испания: Грау.
Найдите свой стиль воспитания
Психопедагогическое вмешательство в семейном контексте. Существует много идей о том, как воспитывать детей. Некоторые родители принимают идеи, которые использовали их собственные родители. Другие обращаются за советом к своим друзьям. Некоторые читают книги о том, как быть хорошими родителями. Другие проводят занятия, предлагаемые в сообществе. У всех нет ответов. Однако психологи и другие социологи уже знают, какие методы воспитания наиболее эффективны и, скорее всего, приведут к хорошим результатам для детей.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.
Идеи о том, как воспитывать детей, можно сгруппировать в три стиля. Это разные способы решения, кто в семье несет ответственность. Авторитарные родители всегда стараются контролировать и контролировать детей. Эти родители устанавливают строгие правила, чтобы попытаться поддерживать порядок, и обычно делают это, не проявляя большой любви или привязанности к ребенку. Они пытаются установить строгие стандарты поведения и, как правило, очень критично относятся к детям, потому что они не соответствуют критериям.
Они рассказывают детям, что делать, стараются заставить их повиноваться и обычно не дают им выбора. Авторитарные родители не объясняют, почему они хотят, чтобы их дети делали что-то. Родители склонны сосредоточиться на отрицательном поведении, а не на позитивном поведении, и наказывать или ругать детей, часто строго, потому что они не следуют правилам. Дети авторитарных родителей вообще не учатся думать о себе или понимать, почему их родители требуют поведения.
Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Разрешительные родители бросают большую часть контроля своим детям. Они устанавливают очень мало правил, если они фиксируют несколько, а те, которые исправляются, обычно не соблюдаются единообразно. Они не хотят привязываться к рутине. Они хотят, чтобы их дети чувствовали себя свободными. Они не устанавливают пределы или не имеют ясных ожиданий поведения своих детей и склонны принимать их с теплотой и любовью, независимо от поведения детей.
Разрешительные родители дают детям как можно больше вариантов, даже если ребенок не может принять правильное решение. Они склонны воспринимать поведение ребенка, будь то хорошее или плохое, и не комментируют, приносят ли он ему пользу или нет. Возможно, они чувствуют себя неспособными изменить плохое поведение или не хотят участвовать.
Каким вырастет ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым, у него возникают трудности в социализации.
Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будут бояться сделать что-то не так, ошибиться.
Демократические родители помогают детям научиться заботиться о себе и думать о последствиях своего поведения. Они делают это, предоставляя своим детям ясные и разумные ожидания и объясняя, почему они ожидают, что дети будут вести себя определенным образом. Они контролируют поведение детей, чтобы они соответствовали правилам и ожиданиям. Они делают это тепло и любезно. Много раз они пытаются ловить детей, когда они ведут себя хорошо, чтобы укрепить хорошее поведение, вместо того, чтобы сосредоточиться на плохом.
Например, ребенок, который оставляет игрушки на лестнице, говорит ему, чтобы он не делал этого, потому что «кто-то мог путешествовать по ним, повредить или повредить игрушку». Позже родители привлекают детей, когда они устанавливают правила и выполняют обязанности. «Кто собирается вымыть кухонный пол и кто возьмет мусор?».
Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.
Гиперопека, контроль, ограничения и запреты развивают у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению.
Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания - формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают "маменькиными сынками".
Отчужденный стиль семейного воспитания
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.
Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.
Каким вырастет ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания
Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.
Подростки часто имеют проблемы с законом.
Хаотический стиль семейного воспитания
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.
Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.
Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Каким вырастет ребенок при хаотичном стиле воспитания
Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.
Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.
В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.
Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.
Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.
Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.
Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.
Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.
А.Е. Личко выделяет неблагоприятные стили семейного воспитания с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями:
Потворствующая гиперпротекция
Доминирующая гиперпротекция
Гипопротекция
Эмоциональное отвержение
Повышенная моральная ответственность
Жестокое обращение с ребенком
1.Авторитарный стиль воспитания
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - автократический, диктат, доминирование) - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.
В подростковом возрасте авторитарности родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
2.Демократический стиль воспитания
Демократический стиль (в терминологии других авторов - авторитетный, сотрудничество) родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
3.Попустительский стиль воспитания
Попустительский стиль (в терминологии других авторов - либеральный, снисходительный, гипоопека) - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность, или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
4.Хаотический стиль воспитания
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важнейших базовых потребностей личности - потребность в стабильных и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
5. Опекающий стиль (гиперопека) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей - совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.