логотип

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка. Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя!


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1 Семья - особая социальная группа и культурная общность,

    сфера самоактуализации личности 5
    3 Стили современного семейного воспитания:
    авторитарный, либеральный, демократический 9
    4 Типы отношений между взрослыми и детьми в семьях 12
    5 Классификации неблагоприятных для ребенка
    стилей семейного воспитания 14
    Заключение 17
    Библиографический список 18
ВВЕДЕНИЕ

Значение воспитания детей в семье имеет огромное значение. Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.
Большое значение имеет " качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.
Для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов и педагогов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей.
В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.
Следовательно, каждому родителю нужно учиться быт педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми.
Цель работы: изучить стили семейного воспитания, и выявить каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.

Все родители любят своих детей, но форма выражения отличается и более или менее скрыта конкретными и личными формами. Естественно, для каждого родителя ребенок - золотая пуля. Он видит его красиво, хорошо, надёжно. Некоторые открыто признают это, другие не хотят его показывать. Таким образом, существует множество нюансов, в целом, валоризация детей и уверенность в себе независимы и в основном выполняются в семье.

Школьный советник Мирча Флориан Руйку. Школьная адаптация представляет, по мнению большинства специалистов, психосоциальный процесс, разработанный и направленный педагогом, школьным консультантом, психологом и т.д. в целях достижения оптимального соглашения между преподавателем и учебной средой.

      1 СЕМЬЯ - ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ, СФЕРА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов.
В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец - сын, бабушка - внучка и т.д.
Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности, а значит, в таких семьях неправильно выбраны стили воспитания.
      2 ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО ВРЕМЕНЕМ
Эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений. В соответствии с этой эволюцией вся история детства разделена на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми.
1) Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) – характеризуется массовым детоубийством (инфантицид) – убийство новорожденных младенцев, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи;
2) Бросающий стиль (IV – XIII вв.) как только признается наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенка под различными предлогами пытаются сбить с рук. Его отдают кормилице, пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью. Символом стиля служит Грезельда, оставившая своих детей на произвол судьбы ради доказательства любви к своему мужу;
3) Амбивалентный стиль (XIII – XVII вв.) определятся тем, что ребенку уже дозволенно войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Распространенный педагогический образ этой эпохи - «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивлялся, его беспощадно били, «выколачивали» своеволие, как злое начало;
4) Навязчивый стиль (XVIII вв.) ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением постоянно контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребенка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей;
5) Социализирующий стиль (XIX – серединаXX вв.) делает целью воспитания не только завоевания и подчинения ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации;
6) Свободный стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что для него лучше на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не только дисциплинировать и «формировать» детей, но и помогать индивидуализации ребенка. Отсюда стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопонимание.
      3 СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: АВТОРИТАРНЫЙ, ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
В современной педагогике существует множество классификаций стилей семейного воспитания. Рассмотрим следующую классификацию:
1) Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции;
2) Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
3) Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.
По данным исследования Д.В.Берко, воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания.
Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми структурами личности, которые ответственны за уровень психологического здоровья, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Девочки оказываются более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. На уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания – в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери представляется как «хороший», но отталкивающий.
Роль отца оказывается решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний).
Девушки, негативно оценивавшие воспитательные принципы обоих родителей обладают большей когнитивной сложностью, которая обеспечивает личности невротическую защиту. Негативное отношение отца ведет к формированию выраженных оборонительных реакций, воспитывая в девушках стремление к борьбе.
В таблице 1 приведены данные о сравнительной характеристике стилей семейного воспитания.

Таблица 1– Сравнительная характеристика стилей воспитания

С другой стороны, адаптация школы - это лишь один шаг в социальном подходе к индивидуальной адаптации, в котором ребенок интегрируется в общество через процесс семейного воспитания - дошкольное образование - школьное образование - социальное образование. Поэтому адаптация означает адгезию психосоциального характера на уровне социальной микрогруппы.

Великий швейцарский психолог Жан Пиаже видел адаптацию в качестве баланса между процессами ассимиляции, соответственно размещением человека с социальной реальностью. Термин адаптация к школе - это термин, который обычно воспринимается в рамках ограничительных и даже отрицательных пределов. Другими словами, мы изучаем вопрос адаптации школы менее с точки зрения позитивных аспектов. Таким образом, здесь существуют пределы, между которыми феномен адаптации к школе обычно воспринимается после Аурелии Косан и Антона Василеску.


Название стиля
Положительное Отрицательное
Авторитарный – жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений Внимание к контролю; Оперативное принятие решения в экстренной ситуации;
Планирование;
Выполнение всех дел в соответствии со сроками.
Формальность отношений; Большая социальная дистанция;
Решения не обсуждаются.
Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно. Удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи; Благоприятный психологический климат;
Обмен информацией и адекватное принятие решений.
Контроль; Медленное принятие решений;
Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.
Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка Ориентация членов семьи на самостоятельность Отсутствие контроля и руководства.

4 ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.
1) Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях;
2) Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Намечается «трещинка» в душевных связях детей и родителей. Подчас родители не поспевают за динамизмом развития детей. А дети уже выросли, уже имеют свое мнение. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена;
3) Материально-ориентированные семьи. Главное внимание в семье уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться с единственной целью – поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, но это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, дети это понимают, но не принимают, так как высокие помыслы родителей разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Желая предостеречь детей от опасностей, обеспечить их будущее, родители обрекают детей на лишения и страдания;
4) Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями детей, когда они не могут оценить опыта родителей, их усилий во благо семьи. У детей появляются увлечения вредящие учебе, в некоторых случаях с аморальными поступками. В таких ситуациях важно, чтобы родители стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли уважение к их аргументам. Ведь дети убеждены в своей правоте, а родители не хотят и не могут их понять. При всей своей правоте, родителям важно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание друг друга, различие характеров, отрицательные эмоции;
5) Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают друг другу и детям. Родители занимают конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые конфликты возникают из-за эмоциональной глухоты родителей. Непонимание и неприятие взрослыми переживаний детей ведет к обоюдному отчуждению. Влияние таких семей крайне негативное. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Сегодняшняя адаптация школы имеет завершенность. Семья играет огромную роль как базовый микросоциальный фактор, влияющий на адаптацию школы ребенка. Ребенок делает первые шаги в этом процессе с почти эксклюзивной поддержкой семьи. Если учитель считается «вторым родителем» ребенка, мы можем сказать, что он также верен наоборот, что родитель является «первым учителем» ребенка, аспект, к которому мы вернемся.

В семье должна быть среда, способствующая развитию и воспитанию ребенка, члены семьи должны обеспечивать равновесие, безопасность и привязанность. Семейная среда будет иметь решающее влияние на будущее ребенка, восприятие мира и общества, которое оно проявит. Адаптация во многом зависит от самоконтроля членов семьи и того, как они управляют своими отношениями с ребенком.

    5 КЛАССИФИКАЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время существуют различные классификации неблагоприятных для ребенка стилей семейного воспитания.
Так, Борис Николаевич Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:
1) Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
2) Конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно- демонстративно. Более старшие дети протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3) Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого;
4) Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность.
Рассмотрим классификацию Г.П. Бочкаревой.
Она выделяет:
1) Семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) Семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) Семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни;
В основу этой классификации кладется содержание переживаний ребенка.
Вилен Исаакович Гарбузов, Александр Иванович Захаров и Дмитрий Николаевич Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа неправильного воспитания:
1) Отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;
2) Гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи;
3) Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление ``Я-большой"" в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
Но определенного стиля семейного воспитания в конкретной семье в чистом виде не существует. Чаще всего встречаются семьи со смешанным стилем семейного воспитания.

Стиль родительского воспитания ребенка будет определять его с психологической, физической, моральной и социальной точек зрения. Следует избегать крайностей, как принято считать. Нежелательно иметь слишком авторитетный стиль во взаимоотношениях с ребенком, но ни один стиль не является допустимым. И авторитет, и любовь должны проявляться с мерой и темпераментом.

В приведенной ниже таблице отражены последствия принятия каждого из родительских стилей. Легко понять, что как чрезмерная власть, так и отсутствие полномочий определяют школьный и социальный дефолт у ребенка. Это не означает, что желательно иметь никакой авторитет в образовательном акте в семье. Таким образом, даже очень ласковый и разрешительный стиль может дать нежелательные результаты, делая ребенка эмоционально эмоциональным или создавая сложность превосходства перед другими и страдая позже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствовуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

Сравнительная таблица между двумя типами родительского образования. Родитель является и должен стать моделью для своего ребенка, модель для. Образ мышления ребенка; Поведение ребенка в обществе; проявление повседневных чувств и чувств; Режим самообучения; Социальной коммуникации. Принимая во внимание эти аспекты, можно сказать, что на уровне дидактической и социальной среды адаптация личности школьного возраста является установлением позитивных отношений на всех уровнях.

Студент - педагог; Студент - другие студенты; Ученик - взрослые из его / ее социальной среды или другого происхождения; Студент - другие дети в своей социальной среде и в других сферах. Адаптация ребенка в школе во многом зависит от двух факторов коммуникации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2007. – 453 с.
2 Бене Е. Детский тест: «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 2009. - №2. – С. 14 – 41.
3 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 240 с.
4 Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 2005. – 190 с.
5 Минияров В. М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2008. – 256 с.
6 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Омега-Л, 2005. – 360 с.
7 Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2006. – 432 с.
8 Сластенин В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. – М.: Просвещение, 2007. – 568 с.
9 Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Педагогика, 2006.– 213 с.
10 Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас – М.: Педагогика, 2009. – 160с.

То, как они общаются в семье; Как они общаются в школе, на уровне учитель-ученик. В целом, «плохая школа» означает все схоластические трудности в воспользовавшись эмоциональной поддержки, моральной и поучительной от родителей и воспитателей из-за своей пониженной мощности или отсутствие способности адаптироваться к школьной среде. Среди факторов, определяющих адаптационные расстройства включают в себя.

Недостатки на раннем образовании в семье и низших учебных циклов; переполненность учебной программы; относительно короткий промежуток времени студент должен приобрести необходимые навыки обучения знаний; не относительно короткий промежуток времени студент должен выполнять домашнюю работу, чтобы подготовить портфели или другой материал, он больше не имея достаточно времени, чтобы познать самого себя, взаимосвязанными через игры и другие развлекательные мероприятия с другими детьми или взрослыми; Вторжение интерактивной мультимедиа, что уйти от студента из озабоченностей полезных и конструктивных; отношение проблема от некоторых педагогов не хватает эмпатии образования, этикеток из часто под воздействием эффекта ореола; пренебрегает свой собственный стиль обучения студента, даже если по объективным причинам, учителям; дезориентацию опытного студента из года в год с основными изменениями профилей, объектами исследования, как для поддержки национальных тестов, чтобы поддержать их периоды; отсутствие перспектив, независимо от качества школьной ориентации и профессиональной ориентации для студента на грани окончания, став истинный «гражданин пьяный» в румынской компании с экономической системой, которая не стимулирует потенциал; существование системы образования, которая не всегда отвечает образовательным потребностям студента; социальные и финансовые проблемы, стоящие перед ним и его семьей; отсутствие подлинной модели социального поведения, моральной и интеллектуальной семьи и ближайшего окружения. Что касается последнего пункта, то мы должны сказать, что рекомендуется, чтобы студент подотчетными постепенно семьи, он руководствуется, чтобы стать независимым и компетентным.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Ребенок поймет, что один не способен выполнять любые задачи без помощи и становятся зависимыми от руководства родителей или опекунов. Например, некоторые родители получают слишком активное участие в подготовке домашних заданий, предназначенных для детей или поспешных в отправке ребенка в медитацию, не принимая во внимание его возможность. Ребенок убедить себя, что «не может» или «может только как» и перед первой неудачей треснет. Таким образом, французский специалист рекомендовал крепление, безопасность, независимость и уверенность в свою силы - четыре позитивных факторов, определяющих формирование у детей школьных навыков желательных.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

На самом деле, вся семья должна быть обеспокоена, чтобы обеспечить существование четырех факторов. Динамика климата и семьи будут непосредственно влиять на динамику развития ребенка и адаптации к школе. Правила и ценности, предлагаемые родителями в семье; Качество отношений с родителями; выявление и последовательность родителей, а не только в воспитании детей; Отношение родителей, поведение и язык в их отношениях со своими детьми; Место и роль школьницы в семье - одна у родителей или с другими братьями и сестрами. Однако даже в семьях с более чем двумя детьми каждый из них будет стремиться преуспеть в школе и за ее пределами в разных областях, от желания «вырасти в глазах родителей», явления, которое также встречается в классе учеников, где не все стремятся достичь выдающихся результатов по тому же вопросу.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они тешились». Контакты с детьми v таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Существует своего рода закон о компенсации: там, где есть хороший ученик, который преуспевает в области науки, есть и бедный студент, который превосходит, например, в области искусства или спорта или во внеучебных предметах. История дала нам много примеров гениев в физике или литературе, которые в школе были посредственными учениками в большинстве предметов исследования.

Однако специалисты привлекают внимание к новому типу семьи, с которым сталкивается нынешнее общество, которое находится в условиях все более острого кризиса. Приоритет нынешней семьи - это уже не образование и продвижение позитивных ценностей, а материальное благополучие, эгоистические личные интересы.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Различные дети проявляют себя по-разному в кризисных ситуациях по семейной динамике, а также различные злоупотребления. Даже если некоторые дети, по-видимому, меньше влияют на эти явления, они могут по-прежнему оставлять глубокие последствия в психике и эмоциональном здоровье, а последствия последствий будут видны рано или поздно. Сломанная семья, даже если она восстанавливается, повлияет на ребенка, которому придется адаптироваться к новому семейному климату, что косвенно влияет на его или ее школьную жизнь.

Психолого-педагогическое, психологическое и даже психиатрическое консультирование может выявить потенциальные проблемы на раннем этапе и, по крайней мере, улучшить их, если они не смогут их решить. Вездесущим негативным аспектом в румынской образовательной системе является «отказ от детей» их собственными родителями в школе, которые слишком заняты, чтобы обеспечить нормальную жизнь для своей семьи и семьи, чтобы удовлетворить ваши интересы Эгоистично преследуя коммерческий бизнес, просто не интересуясь судьбой детей, родители, которые «ищут» насилие, алкоголь и даже наркотики для решения проблем, в конечном итоге покидают свои дома, разводятся и т.д. есть также много родителей, которые «моют руки», совершая только школу образования своих детей или родителей, которые слишком легко пустили оружие, оправдывая, что «я не имею никакого отношения к моему ребенку», который из-за неадекватности получает нежелательное поведение или девиантное.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Благодаря этим подходам и поведению они поощряют неадекватность школы, благоприятную проблему и законодательные и процедурные пробелы в нынешней системе образования. Важнее, чем когда-либо, сосредоточиться на образовании и обучении взрослых, которые часто даже хотят делать «как-книжку» сами, проявляют себя в такой форме неадекватности, допуская ошибки в обучении своих детей, которые они оставляют от имени школы, дедушки и бабушки, родственники, знания и т.д. понимая или нет, в свое время их собственный лимит или некомпетентность.

Патрисия Гилберт - Как помочь детям с гиперактивным вниманием. Семья играет роль предоставления ребенку правильной среды для жизни, любви, любви, защиты. В семье ребенок подвергается воздействию образа жизни, который с рождения начинает его приобретать. Родители являются важными моделями для детей и играют особую роль в их социальном, этическом и эмоциональном развитии. Семейное образование является одним из основных проявлений неформального образования и реализуется неявно, постоянно, с осознанием или без него, выполняя обычные функции семейной жизни.

      1. Методы воспитания детей в семье

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка - индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод - поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание - поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них - слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% - какие фильмы смотрят, 67% - какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В. А. Сухомлинский.

Поделиться: