Подросток на консультации у психолога. Подростковый психолог. Психотерапевт для подростка помогает решать такие проблемы как
Специфическими психологическими и социальными проблемами подросткового возраста занимается подростковой психотерапевт. Это специалист, подготовленный и умеющий оперировать своими знаниями и опытом в контакте с молодым человеком, т.е. практикующий психотерапевт общей практики, имеющий навыки и опыт работы в этой профессиональной области и оказывающий психотерапевтическую помощь для подростка и их родителям в Москве.
Важно: после того, как вы впервые назначили встречу, вы будете видеть их еженедельно или две недели до тех пор, пока это необходимо, так что это только начальное ожидание, которое может занять дополнительное время. У нас есть список ожидания, который мы можем использовать, чтобы принимать имена людей в случае, если у нас есть отмены, и мы поможем вам раньше.
Вот несколько факторов, которые следует учитывать. Опытные клинические психологи. В нашей команде мы только испытали клинических психологов, которые имеют степень магистра в качестве минимальной квалификации и в среднем 12 лет опыта работы с детьми, подростками и семьями.
Хороший психотерапевт для подростка знает современный стиль речи современного человека, специфические обороты, манеру одеваться, особенности общения и отношения молодых людей к самим себе, понимает то, что принято в данной возрастной группе, а что и в ней следует считать отклоняющимися формами поведения.
Потому, что возраст 11-20 лет является, пожалуй, самым ответственным и сложным из всех возрастов, учитывая его задачи, которые приходится решать ещё очень юному человеку в этот период жизни.
Психотерапевт для подростка может оказаться полезным в таких случаях как
Мы работаем в командной среде, чтобы наши клиницисты имели легкий доступ к коллегам и наблюдателям. У нас есть общий подход к рискам и передовой практике. Специализируясь исключительно на работе с молодежью. Мы не видим взрослых, кроме родителей, в отношении воспитания и поддержки молодых людей. Это означает, что мы способны развивать все наши знания, обучение, надзор и системы, специально предназначенные для поддержки детей молодых людей.
Беседовал Леонид Виноградов
Ресурсы для молодежи и семей. Мы предоставляем молодым людям и родителям все это по мере необходимости. Наши комнаты предназначены для детей и молодежи, не используются для каких-либо других целей и созданы для того, чтобы помочь нашим клиентам чувствовать себя комфортно, веселиться и наслаждаться работой с нами. Все наши ресурсы доступны в наших комнатах, и наши номера не используются никакими другими профессионалами.
Потому, что психотерапевтическая помощь для подростка в том или ином виде, является неотъемлемым элементом гармоничного и устойчивого развития. Если Вы столкнулись с какими-либо проблемами или неразрешимыми противоречиями, позвоните мне и запишитесь на прем психотерапевта для подростка в Москве.
Потому, что специфика данного психологического периода подростка состоит в том, что в то время, как естественное, биологическое состояние (физиология) подростка уже почти сформировалось, и юный человек физиологически уже готов к самостоятельной жизни, социальная (социокультурная) сторона еще не представляет собой конструкцию, способную без опаски и характерных ошибок выходить во внешний социум.
Обращаем ваше внимание на то, что мы специально рассматриваем детей и подростков, мы обращаемся к взрослым, которые хотят получить личную терапию или консультирование по взаимоотношениям с другими психологами. В современных поп-песнях молодые люди все еще поют о своих дарах, безответных любовках и романтических расставаниях; о чувстве неудобства, неуверенности, в отчаянии, ошеломлении, радости и вдохновении, хотя в наши дни сексуальные образы гораздо более очевидны. И может показаться, что нежные чувства первой любви расходятся с сегодняшним миром сексуальности.
Потому, что подростковый возраст - это очень непростой переходный период человека между его детством и его взрослостью, как для самого подростка, так и для его родителей. А так же подростковый возраст - это начало того сложного возраста, который носит название переходного периода, является самостоятельной фазой и относительно независимой от других фаз развития человека и, следовательно, ценной сама по себе.
Подростки являются тяжелыми потребителями порнографии в Интернете, они секстинг, и с помощью «приложения», чтобы встретиться с партнерами для случайного секса подключения. Исследования еще не увенчались долгосрочными последствиями этих новых способов ухаживания, но похоже, что влюбленность и романтические отношения по-прежнему являются частью расписания развития для многих подростков. Многие из этих отношений были краткосрочными, особенно среди младших подростков, но значительная их часть составляла год или более.
Доказательством того, что эти отношения были социально нормативными, было показано, что в большинстве случаев родители встречали романтического партнера своего ребенка, а пары говорили другим о своем романтическом статусе. Нормативный характер подростковых романтических отношений означает, что те молодые люди, у которых нет подруги или друга, могут чувствовать стресс или «разные». Учитывая, что подростковый возраст - это время, когда существует серьезное давление, чтобы соответствовать нормам сверстников, молодые люди, которые не связаны романтично, могут чувствовать себя одинокими и не в ногу со своими сверстниками.
Потому, что без полноценного проживания этого периода жизни многие качества личности и индивидуальные особенности подростков оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно в полном объеме, что многое в дальнейшем компенсируется или корректируется психологами с большим трудом.
Потому, что подростковый возраст - это период взросления и становления личности. Подросток часто испытывает психологические трудности в современном динамично развивающимся и сложном мире. И в это время у молодого организма происходят важные психологические изменения в формировании и становлении личностных качеств.
Не могли бы вы предположить, что с этим человеком что-то плохое или неправильное, что заставляет людей не хотеть выходить с ними? На другом сайте совета этот молодой человек аналогичным образом задается вопросом, почему он другой. Мне 21 год, и у меня никогда не было подруги. Большинство моих друзей находятся в отношениях.
Конечно, не каждый молодой человек заинтересован в романтических отношениях. Некоторые считают, что они не готовы, некоторые хотят сосредоточиться на учебе или спорте, другие более соблазнительны случайной сексуальной культурой временных «подключений». Тем не менее, большинство подростков начинают свою сексуальную жизнь в контексте романтических отношений и, как правило, участие в романтических отношениях в подростковом возрасте является целесообразным и здоровым.
Потому, что в это время формируется будущее человека. В это время необходим, даже только в консультационных целях, не говоря уже о коррекционной работе, психотерапевт для подростка.
Потому, что обычно в это время на первое место у подростков выходит общение со сверстниками, а отношения с родителями становятся психологически напряженными и часто возникают разного рода непонимания и психологические конфликты.
Что происходит, когда подростки влюбляются? Влюбленность - это эмоциональный переворот в любом возрасте, но для подростков чувствам, вероятно, будет еще труднее управлять. Подростковые тела и мозг созревают со скоростью, не испытанной с младенчества. Возникает всплеск роста, развитие вторичных половых характеристик, а молодые люди меняются по внешнему виду от ребенка к взрослым. Физическая неловкость часто возникает из-за роста асинхронностей; молодые люди могут чувствовать себя смущенными и застенчивыми в отношении сексуализации своих тел или их воспринимаемых недостатков с точки зрения часто нереалистичных идеалов тела.
Потому, что сталкиваясь с психологическими трудностями, подросток не всегда в состоянии самостоятельно найти правильный выход. В результате формируются негативные психологические комплексы, которые будут беспокоить его всю его жизнь. Родители, скорее всего, постараются оказать необходимую психологическую поддержку. Однако, даже в благополучных семьях у родителей может не хватить необходимых психологических знаний и навыков для преодоления кризисных психологических ситуаций, а поэтому нет необходимости рисковать будущим ребенка. Позвоните уже сейчас и обратитесь к психотерапевту для подростка, что будет очень полезным в случае, если проблемы уже назрели, так и в случае скрытых, до поры невидимых, психологических проблем.
Кроме того, мозг подростка описывается как «работа в процессе», причем некоторые области созревают быстрее, чем другие, что приводит к потенциальным несоответствиям между физическим, эмоциональным и когнитивным развитием. Например, могут возникнуть несоответствия между взрослым телесным внешним видом, увеличением сексуального влечения и развитием мозга, необходимым для принятия окончательного решения и саморегуляции поведения и эмоций. Область «исполнительного функционирования» головного мозга - префронтальная кора - входит в число последних областей мозга, которые полностью созревают, обычно когда-то в двадцатые годы.
Потому, что на подростков в большей мере, по сравнению со взрослым человеком, влияют внешние и внутренние психологические изменения. Смена школы, смена места жительства, изменения в родительской семье, школьные конфликты, отдельные переживания. Эти и другие психологические факторы могут спровоцировать замкнутость подростков, трудности социальной адаптации, психологические травмы, страхи и тревогу.
Таким образом, подростковый возраст становится временем уменьшенного префронтального коркового контроля с повышенной вероятностью принятия рискованных решений и принятия слабых решений, особенно в средах, описываемых как «чувствительные к вознаграждениям», где соблазны непосредственного ощущения хорошего опыта высоки, например, в романтические и сексуальные ситуации.
Гормональные изменения, вызванные развитием мозга и тела, сильно связаны с интенсивными чувствами сексуального влечения и влюбления. Тестостерон и эстроген - мужские и женские половые гормоны - связаны с повышенными сексуальными побуждениями, тогда как гормоны окситоцин и вазопрессин участвуют в прикреплении и склеивании. Во время полового созревания объем этих циркулирующих половых гормонов в организме резко возрастает. У девочек яичники увеличивают производство эстрогена в шесть раз, а у мальчиков яички производят в 20 раз больше тестостерона.
Психотерапевт для подростка помогает решать такие проблемы как:
Так же в компетенцию психотерапевта для подростка входит решение психологических проблем, связанных с излишней агрессивностью, резкостью и нестабильным эмоциональным состоянием молодого человека.
У обоих полов мужские и женские гормоны циркулируют в кровотоке, но в подростковом возрасте уровень тестостерона у мальчика становится на 20-60% выше, чем у девочки, тогда как уровень эстрогена на 20-30% выше его. Эти гормоны оказывают сильное воздействие на настроение и либидо. Молодежь гормонально «загружается» в сторону сексуального притяжения к другим, но, особенно в раннем подростковом возрасте, они не привыкли к чувствам, связанным с быстрым ростом и колебаниями уровня их гормонов. Высокие концентрации определенных гормонов в возрасте или быстрые колебания уровня гормонов могут вызывать более негативные настроения и большую изменчивость настроения.
Психотерапевт для подростка может оказаться полезным в таких случаях как:
Психотерапевт для подростка разработает для вас и вашего ребенка индивидуальную программу оказания психотерапевтической поддержки, которая включает в себя:
Психодиагностику и тестирование подростка;
Психотерапевт для подростка помогает решать такие проблемы как
Эмоции, связанные с тем, что они «влюблены» или «в похоть», скорее всего, будут смущены и запутаны, даже для некоторых. Это не только сексуальные гормоны, которые вовлечены в влюбленность. Адреналин - это гормон стресса, вызывающий потение, учащенное сердцебиение и сухость во рту - только возможность увидеть новую любовь может вызвать эти телесные ощущения. Допамин стимулирует желание и приятные чувства, и был описан как «здоровый» гормон с аналогичными эффектами для кокаина. Кроме того, Мараццити и Канале исследовали уровни серотонина в кровотоке влюбленных пар и людей с обсессивно-компульсивными расстройствами.
Консультационную и психотерапевтическую работу с подростком;
Консультационную и психотерапевтическую работу с родителями;
Коррекционную работу;
Профессиональную ориентацию для подростка.
Ведь родители - это самые близкие люди для подростка, которые в мельчайших деталях знают все психологические особенности своего ребенка. Но «нельзя объять необъятное». Папа с мамой не оказывают серьезную медицинскую помощь своему ребенку, а вызывают специалиста - врача. Также невозможно решать и любые психологические проблемы без специальных знаний.
Когда обращаться за помощью подросткового психолога?
Их обнаружение того, что уровни были одинаково усилены в обеих группах, заставило этих исследователей сделать вывод о том, что уровень серотонина связан с теми постоянными мыслями о любимом человеке, который является частью «любви». В другой иллюстрации того, как проявляются некоторые из этих эффектов, исследование, проведенное Брэдом и коллегами, сравнило новорожденных подростков «с любовью» с контрольной группой, которые были незакреплены. Группа «влюбленных» набрала больше, чем контроль над гипоманией, состояние настроения, в котором эмоции более лабильны: эйфорическая одна минута, в отчаянии следующая.
Специалист по подростковой психологии поможет восполнить этот недостаток и квалифицированно проконсультирует Вас и вашего ребенка.
Звоните и записывайтесь на прем к психотерапевту для подростка уже сейчас, чтобы завтра проснуться уже со спокойной душой.
Стоимость услуг психотерапевта в Москве:
Очное консультирование психотерапевта для подростка и психоаналитическая психотерапия проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.
Дневники в подростковых любовных птицах показали, что у них было более позитивное утреннее и вечернее настроение, чем у контрольных, более короткие спящие, но более качественный сон, снижение дневной сонливости и улучшение концентрации в течение дня. Влюбленность требует некоторого привыкания, всех тех разных эмоций, колебаний настроения, потребностей и желаний. Тем не менее, благодаря своим романтическим отношениям у подростков есть потенциал для психологического роста, когда они узнают о себе и других людях, приобретают опыт в том, как управлять этими чувствами и развивать навыки близости.
Стоимость консультации, психоанализа и психотерапии в Москве составляет всего 2.500 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что консультация психотерапевта и личная психотерапия это всего инвестиция в себя, свою семью и своих детей. Потому, что на сегодняшний день, быть здоровым и счастливым стало модно.
Адрес психологического центра:
г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, кабинет № 209
Они также сталкиваются с новыми рисками и проблемами. Эти положительные и отрицательные аспекты романтических отношений подростков обсуждаются ниже. Психосоциальное развитие Теоретик развития жизни Эрик Эриксон рассматривал подавления и юношеские романсы как важные вкладчики в самопонимание и формирование личности подростков. Он описал подростковое «влюбление» как форму саморазвития, а не истинную близость. Подростки, становясь более самосознательными по мере развития своих познавательных способностей, могут опробовать свои «взрослые» личности с романтическими партнерами и получить отзывы от ответов и поведения партнеров, постепенно прояснить самооценку.
Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой работы. Имеется отдельный вход, свободный доступ и удобная парковка.
Бесконечный разговор, который часто сопровождает подростковые романсы, - это способ экспериментировать с разными формами я и проверять их влияние на другого человека. Подростковые романтические отношения, как краткосрочные, так и долгосрочные, также могут способствовать позитивному обучению личному опыту, например, посредством влияния на самооценку и убеждения в отношении привлекательности и самооценки и повышения статуса в группе сверстников, Они могут помочь молодым людям в пересмотре и развитии более зрелых и менее эмоционально зависимых отношений со своими родителями, как предшественника самостоятельной жизни.
Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.
Проблемы современных детей
родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.
— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?
— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.
Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.
Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.
Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.
У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.
Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.
–– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.
— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.
С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.
На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.
Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.
— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.
— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.
Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.
Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.
Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.
Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.
Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.
Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.
–– Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.
— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.
Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.
Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.
Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.
— А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?
— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.
— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?
— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.
И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.
Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.
Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.
Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.
–– Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?
— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).
Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.
С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.
–– А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?
— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.
Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.
И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.
— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.
— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.
Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.
Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.
По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.
При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.
Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.
— говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?
— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.
Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.
Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.
А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.
Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.
— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?
— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.
Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.
Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?
Беседовал Леонид Виноградов