логотип

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка. Стили семейного воспитания.

А.Е. Личко выделяет неблагоприятные стили семейного воспитания с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями:

Потворствующая гиперпротекция

Доминирующая гиперпротекция

Гипопротекция

Эмоциональное отвержение

Повышенная моральная ответственность

Жестокое обращение с ребенком

1.Авторитарный стиль воспитания

Что показывают исследования?

Все исследования согласны с тем, что дети, чьи родители являются частью «демократического» стиля, то есть родители, которые остаются умеренными, которые общаются, которые используют логику для сотрудничества с ребенком, которые показать пример - являются наиболее выполненными, краткосрочными и долгосрочными.

Эти дети умеют адаптироваться, сотрудничать и быть независимыми. Исследования также показали, что они менее подвержены негативному давлению и что они знают, как окружить себя нужными людьми. У них есть добро и уважение к другим. Несомненно, что даже если демократический стиль является самым завидным и эффективным, его также трудно реализовать на практике. Действительно, от родителей требуется много времени, терпения и энергии. По этим причинам некоторые люди выбирают другой образовательный стиль.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - автократический, диктат, доминирование) - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

Действительно ли стиль, который мы «выбираем», имеет значение?

Родители, стремящиеся избежать конфликта, безусловно, являются частью разрешительного стиля. Они не устанавливают правила дисциплины, все есть только любовь. В конце концов, никто не любит быть «злодеем фильма», особенно в глазах ребенка. Однако наблюдения не всегда хороши. Действительно, исследования показали, что дети, которых воспитывают, чаще страдают позже. Более того, они показывают корреляцию между слишком разрешительным стилем и употреблением наркотиков, преступностью и распущенностью.

В подростковом возрасте авторитарности родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

А как насчет авторитарного стиля? По словам Дене Гарвина Клитцинга, профессора Университета штата Делавэр, эта реакция связана не только с образовательным стилем, но и с личностью ребенка. Если у ребенка есть положительный темперамент и открытый ум, он может процветать, несмотря на обстоятельства. Однако у него гораздо больше шансов на успех в жизни с хорошим образованием.

Дети с авторитарными родителями учатся очень молоды, чтобы не говорить о своих проблемах со своими родителями, и поэтому они больше зависят от своих друзей. Часто они чувствуют себя разочарованными и даже восстают против ценностей и убеждений своих родителей.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Кроме того, в Бостонском медицинском центре было установлено, что дети с авторитарными родителями, которые твердо придерживаются своих идей, в 5 раз чаще страдают ожирением, чем дети с более гибкими и демократическими родителями. Очевидно, мы все согласны с тем, что эти три стиля обучения лучше, чем отсутствующий родитель.

Развитие ребенка от 0 до 6 лет с социально-экологической точки зрения

Действительно, исследования показали, что у детей с пренебрежительными родителями будет больше трудностей в развитии, а также во взрослой жизни. Более того, эти дети расстраивают свои эмоции и борются за создание и поддержание отношений. Автор: Натали КулонЛирн, лектор по психологии, Университет Лилля-3, лаборатория Урека, команда «Фамиль, Санте и Эмотион», Вильнев-д Аск. При рождении ребенку необходимо, чтобы быть в безопасности, постоянное присутствие взрослого, внимательного к его потребностям.

2.Демократический стиль воспитания

Демократический стиль (в терминологии других авторов - авторитетный, сотрудничество) родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

В первые годы важная роль опекунов будет заключаться в поддержке их физического, познавательного и моторного развития параллельно с безопасным вложением. Родительская компетентность создавать условия, способствующие развитию ребенка, имеет большее значение, чем структура семьи. Семьи, воспитатели и школы участвуют в ранней социализации и способствуют развитию ребенка. Социализация включает в себя другие группы, чем семья, которая может передавать разные ценности.

Раннее детство характеризуется незрелостью при рождении и многими учащимися в социальных условиях, которые готовят ребенка к нормативным этапам социализации, таким как принудительный вход в школу и из-за отсутствия автономии, Младший ребенок должен выжить и быть в безопасности от постоянного присутствия взрослого, который внимательно относится к его потребностям. Этот взрослый может быть родителем, но в большинстве цивилизаций различные взрослые могут обеспечить это активное присутствие с ребенком, Независимо от того, родом ли они из родственников, соседей, из разных профессиональных органов.

3.Попустительский стиль воспитания

Попустительский стиль (в терминологии других авторов - либеральный, снисходительный, гипоопека) - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность, или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

От потребностей к ограничениям развития детей младшего возраста

Взрослыми могут быть женщины или мужчины, даже если, несмотря на социальные изменения, уход за молодыми французскими детьми по-прежнему массово Женское дело, будь то матери или профессионалы. Развитие маленького ребенка осуществляется в соответствии с ограничениями. и возможности, предлагаемые его средой.

Психомоторное развитие, приобретение представлений, создание социальных связей, развитие языка, регулирование поведения и осознание своей сексуальной идентичности являются примерами задач развития, чье мастерство, социально ожидаемое, оптимизирует потенциал Рост в ранней жизни.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4.Хаотический стиль воспитания

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важнейших базовых потребностей личности - потребность в стабильных и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

В первые два года жизни основная роль опекунов будет заключаться в поддержке физического, познавательного и моторного развития, одновременно создавая условия для безопасного привязанности. С требованием увеличить автономию с 2 лет вперед она будет в большей степени способствовать приобретению физической независимости и контролю за поведением.

Социально-экологический контекст развития человека

Сразу же вставленный в социальную ткань, ребенок будет построен через свои отношения с другими в разных условиях, которые преобразуют его и которые он сам преобразит. Для Ури Бронфенбреннера ребенка следует рассматривать как человека в социально-экологическом пространстве, характеризующемся разным уровнем обмена. Самый близкий - тот, где происходят самые прямые обмены лицом к лицу. Семья, системы ухода и школа участвуют в ранней социализации. Ребенок регулярно переходит из своей семьи в разные системы, и люди, с которыми он взаимодействует, влияют, например, на свое место работы и, в более общем плане, на свои места социального участия.

5. Опекающий стиль (гиперопека) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Поддержка развития в условиях жизни

И способствуют его развитию. Для Ури Бронфенбреннера развитие ранней жизни зависит от конкретного, продолжительного и эмоционального участия хотя бы одного человека, который активно участвует в уходе, а также в регулярной и совместной деятельности с маленьким ребенком. Диада состоит из ребенка и преданного взрослого человека, который проводит с ним время, любит его, что-то с ним, бросает ему вызов, заинтересован в том, что он делает, он хочет делать и то, что он выполняет день ото дня. Это связано с тем, что функционирование такой диады заняло жизненное измерение, что действия, разделяемые между взрослым и ребенком, могут усложняться и, таким образом, действовать как настоящие двигатели развития.

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей - совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Эти действия позволяют разрабатывать приложения взаимного развития и вызывать взаимосвязанные события в разных аспектах личности. Безопасная привязанность, которая отвечает социальным и эмоциональным потребностям, облегчает, например, обучение и последующую социальную установку. Качество результатов развития зависит от транзакционных процессов на работе в диаде. В ранние годы ребенок быстро меняется, поведение опекуна корректируется ежедневно в ответ на растущие потребности и навыки ребенка.

Если существование первичной диады является необходимым условием для развития маленького ребенка, можно представить несколько первичных диад в соответствии с контекстами развития. Чтобы избежать бремени ухода за детьми, Бронфенбреннер считает, что более чем одному человеку предпочтительнее посвятить ему время. Ребенок принимает разные роли, участвует в деятельности и участвует в социальных отношениях; Их опыт помещается в пространства, люди, объекты и символы, которые являются векторами их культуры.

Стили воспитания

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. Авторитарный стиль: Особенности Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. Последствия В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции: - потеря чувства собственного достоинства; - потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; - потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 2 вариант – развитие деспотической личности: - ненависть к родителям; - решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); - грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; - повышенная агрессивность и конфликтность. Рекомендации - Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! - Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. - Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. - Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). - Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». - Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. - Не подслушивать телефонные разговоры. - Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. - Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. - Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре. Попустительский стиль: Особенности При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Последствия При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – свободный, но безучастный: - самостоятельность - неспособность к близости и привязанности; - безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно») - отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; - мало «душевного тепла». 2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»: - хамство и вседозволенность; - воровство, враньё, распущенность; - безответственность, не умение «держать слова». Рекомендации - Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. - Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. - Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. - Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. - Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. - Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни! Гиперопека: Особенности В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Последствия При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – «домашний деспот»: - требовательность и нетерпимость к желаниям других; - избалованность и капризность, эгоизм; - манипулирование окружающими; - высокомерие и надменность; - своенравность. 2 вариант – зависимая личность: - безынициативность, беспомощность; - пасует перед трудностями; - зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; - с трудом контактируют со сверстниками. Рекомендации - Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. - Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть. - Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы; - Стимулируйте общение со сверстниками. - Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации. - Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них. Демократический стиль : Особенности При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей. Основные характеристики этого стиля: - взаимоприятие; - взаимоориентация. Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны: - активно-положительное отношение к ребенку; - адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; - им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; - умение прогнозировать развитие личности ребенка. Последствия При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: - Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. - Инициативность и целеустремленность. - Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. - Способность договариваться, находить компромиссные решения. - Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. Рекомендации Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Уважаемые родители! Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас. И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

В зависимости от их характеристик эти среды могут поощрять или препятствовать процессам разработки: объекты и пространства, которые приглашают Манипуляции и исследования будут способствовать когнитивному развитию малышей, в то время как отсутствие четкой структуры и непредсказуемости событий будет невыгодным. Каждый человек, который взаимодействует с ребенком, имеет конкретные характеристики и несет модели и Стандарты развития, вытекающие из его собственной социализации; они будут влиять на его непосредственный обмен с ребенком и развитие его жизненной среды.

Поделиться: