Проблемы воспитания детей в семье. Трудности семейного воспитания.
Ни для кого не секрет, что формирование в ребенке полноценной личности зависит от воспитания. И чем больше своих сил и внимания родители вложили в ребенка, тем больше вероятности, что он вырастет добропорядочным человеком. Однако во все времена родители совершали, и будут совершать, достаточно типичные ошибки. Причиной здесь может быть и нехватка времени, и неправильные стереотипы, которые в свою очередь были нам привиты старшим поколением. Так в чем же заключаются особенности семейного воспитания? Давайте их разберем и запомним, чтобы не повторять чужих ошибок.
Как только ребенок сможет сформировать идею, он должен начать свое образование. Здоровый ребенок развивает способность садиться на место ребенка, идентифицируя его, что позволяет ему удовлетворять его потребности и дать прочную основу для его развития.
Как в школе, так и в офисе, психопедагог может наблюдать отражения родителей на своих детях. Следовательно, последствия из-за отсутствия ограничений распространяются не только на детей, но и на социальный аспект. Упущение, которое позволяет ребенку иметь все, что он хочет, или взрыв перед любым промахом ребенка, помимо того, что он не воспитывает, искажает личность ребенка, заставляет ребенка потерять или задохнуться.
Проблемы семейного воспитания
Начнем с самых распространенных заблуждений, которыми руководствуются многие родители. Ошибки семейного воспитания – это главный ответ на вопрос, почему ребенок, который рос, казалось бы, в приличной семье, не оправдывает ожиданий и к ужасу родителей отбивается от рук. Итак, рассмотрим наиболее частые из них:
С раннего возраста дети подвергаются воздействию, которое может быть положительным или отрицательным для их развития. Все еще молодые, они учатся превращать телевидение самостоятельно, будучи привлеченными звуком, изображением и движением. Однако сообщения, передаваемые на экране, не всегда подходят для детей, требуя надзора и вмешательства взрослого.
Некоторые родители, однако, говорят «нет» определенным действиям детей и не могут выдержать свое позиционирование. Мать не должна допускать непослушания. Для этого самым большим секретом является подчинение своему собственному «нет». Это означает, что он должен только запрещать то, что он может фактически поддерживать, не превращая его в «да» по самой малой причине. Повиновение гарантируется уважением, которое мать требует от ребенка.
- Непонимание индивидуальности ребенка и его характера. Если, к примеру, ребенок по типу личности является флегматиком, он будет все делать медленно и степенно. В этом случае мать, являющаяся холериком, будет раздражаться, называть его «копушей» и т.д.
- Неприятие. Такое отношение возможно в случае если ребенок не был желанным или родился «не того» пола, который хотели родители. В этом случае родители не принимают ребенка и его индивидуальность. Отношение к нему может быть попустительским (безнадзорность). Также непринятие проявляется в том, что ребенка отдают родственникам или няне на воспитание, мешая правильному формированию эмоциональной привязанности.
- Несоответствие ожиданий родителей тому, кем на самом деле становится ребенок. Самая распространенная ошибка: «Я ХОЧУ», «он ДОЛЖЕН быть тем то и тем то». При этом индивидуальные особенности ребенка игнорируются и подавляются.
- Аффективность. Проявляется в выплескивании на ребенка недовольства, раздражения, криков. Чем больше родители повышают голос, тем больше ребенок возбуждается или наоборот уходит в себя.
- Тревожность – излишнее беспокойство за ребенка, гиперопека. Приводит к подавлению самостоятельности ребенка, ограждению его от так называемых опасностей и трудностей в жизни. В итоге ребенок вырастет неуверенным в себе и несамостоятельным.
- Доминантность – проявляется в стремлении подчинить ребенка своей воле, требовании безоговорочного подчинения, постоянным контролем над его действиями. Также характеризуется физическими и моральными наказаниями за любой проступок. В итоге ребенок вырастает нервным и озлобленным. Уважение к родителям чаще всего заменяется чувством страха перед ними.
Общие правила семейного воспитания ребенка не приемлют подобных ошибок. Не стоит забывать еще и о том, что полноценная семья это наличие двух родителей, каждый из которых вносит в жизнь ребенка что-то новое и полезное. Роль матери в семейном воспитании заключается в безоговорочном принятии ребенка и его индивидуальности, защите его здоровья, как морального, так и физического. Что бы ни происходило в жизни подрастающей личности, мать обязана всегда оказывать поддержку и разделять интересны своего ребенка. Роль отца в семейном воспитании также немаловажна. Он должен обеспечить отпрыску чувство защищенности. Отец – тот человек, который является для ребенка кумиром и примером для подражания. Для малышей отец это чаще всего олицетворение силы и мужественности, поэтому авторитет папы ни в коем случае не должен подвергаться сомнению. Таковы основы семейного воспитания. Но подобных знаний все равно не достаточно, чтобы ваше дитя выросло полноценной адекватной личностью.
По мнению автора, мнение ребенка нельзя игнорировать. Это высказывание «нет», чтобы действительно воспитывать ребенка, окружая его с осторожностью, а не только репрессии. Однако это «демократическое» образование не следует путать как «вседозволенность», потому что ребенок еще не готов выбрать то, что лучше для нее.
Для белых дети иногда испытывают желание разозлиться, когда на них налагаются ограничения; но позже в жизни они благословит своих родителей за верную заботу и строгую бдительность, которые охраняли их и направляли их в эпоху неопытности. Преимущества установления пределов для детей будут видны в конечном итоге и будут влиять на жизнь ребенка на протяжении всей жизни всю свою жизнь.
Методы семейного воспитания
Добиться гармоничного развития ребенка можно используя следующие распространенные и доказавшие свою эффективность методы семейного воспитания:
Психология семейного воспитания у каждой супружеской пары индивидуальна. Если у вас есть семья, которая служит для вас примером и эталоном развития ребенка, не стесняйтесь спросить, на чем строится их семейное воспитание. В любом случае, какие бы методы, секреты и правила вы не использовали – они должны приносить только пользу. Главное, чтобы ваш ребенок рос в атмосфере взаимной любви и взаимопонимания.
Взаимодействие семьи, отражающее воспитание детей. Обучение - непростая задача, Тиба объясняет, что. Воспитать дает работу, потому что необходимо выслушать сына, прежде чем сформировать суд; обратите внимание на ваши просьбы о помощи, чтобы помочь вам вовремя: отождествить с ребенком, где он потерпел неудачу, чтобы он мог узнать об ошибке; научить его принимать последствия вместо того, чтобы просто наказать его так же легко, как и он; не решить для ребенка проблему, которую он сам может решить; не брать на себя ответственность за то, что сделал ребенок, например, чтобы возместить причиненный им ущерб или запросить записи у учителей.
Родительское собрание
Доклад классного руководителя по теме собрания
«Проблемы современного семейного воспитания».
Дети мечтают о свободе и равенстве, а больше всего ценят уважение к себе как к личности. И страдают от того же, что и взрослые – от зависимости, от непонимания, от одиночества.
Конечно, у каждого такие мама и папа, воспитатели, учителя, каких им бог послал. Но когда мы наказываем, разрешаем или запрещаем, хвалим, даём указания, то должны помнить: ребёнок имеет право выбора, имеет право на собственные ошибки и уроки, на честность и уважение.
Родители, обучая своих детей, полагаются на образование, которое они сами получили, а некоторые все еще пытаются воспитывать каждого ребенка. Но для Тибы вопрос о дисциплине должен мыслиться в семье уникальным образом в соответствии с потребностями каждого ребенка, поскольку хорошее образование не должно руководствоваться конфликтами или проблемами, которые родились в детстве, но потребностей каждого ребенка. Даже если у пары трое детей, к каждому нужно относиться так, как если бы он был уникальным, поскольку, несмотря на то, что трое имеют одну и ту же генетику, преобладает индивидуальность.
Тема нашего собрания сегодня «Проблема современного семейного воспитания».
Семья – созданное на основе обоюдного желания основное звено членов общества, которые связаны между собой экономическими отношениями и которые несут моральную ответственность за каждого члена семьи.
Семейное воспитание – процесс воспитания детей, процесс осознанного формирования родителями духовных, интеллектуальных, физических, эстетических, трудовых навыков и качеств детей.
Тиба также подчеркивает, что если родители знали, как обучать, поэтому эти дети также будут знать, как воспитывать, и сегодня у нас не будет такого плохо образованного, недисциплинированного поколения. Белый подчеркивает, что учиться ребенку и молодому человеку учиться, чтобы каждая ошибка, каждая ошибка и преодоление всех трудностей становились шагом в доступе к лучшим и высшим вещам. Через такие переживания, что все, кто сделал жизнь достойной жизни, были успешными.
Постановка психопедагога в связи с связанными проблемами и отсутствием ограничений. В прошлом обучение детей было исключительной ответственностью семьи. Но жизнь становилась сложной, и набор знаний, которые приобретал человек, также расширялся бесконечно. Результатом этого является то, что школа постепенно принимала участие в обучении детей подросткам. Многие даже приписывают ему задачу формирования своего характера.
Почему же необходимым для родителей является осознание важности именно семейного воспитания? По исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и учёных подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи. И только 14% - это воспитание в детских образовательных учреждениях, на улице, и т. д.
Что же обуславливает такой высокий процент?
Поэтому психопедагог играет фундаментальную роль как связь между этими двумя институтами - семьей и педагогикой. Когда сталкивается с проблемой, связанной с отсутствием ограничений, психопедагог должен исследовать «происхождение трудности, а также понимание его обработки, учитывая все переменные, которые вмешиваются в этот процесс», так что из этого, об их методе вмешательства.
Задача педагога выходит за рамки классной комнаты, должна стремиться к близости ученика, всегда ищем новые стратегии. Для Тавареса, Гомеса и Карвалью. Воспитать означает разгадать реалии с другим, и в этом приключении, благоприятных межличностных отношениях, эмпатия играет первостепенную роль. Необходимо преодолеть традиционный подход, найти стратегии обновления и инноваций в классе, выходящие за рамки удобных пешеходных дорожек, которые не представляют никакого риска для педагога.
1) Семейное воспитание отличается глубоким эмоциональным интимным характером. «Проводником» такого воспитания является родительская любовь и определенные чувства.
Любая мама очень тонко чувствует своего ребенка, она пережила с ним различные минуты радости, грусти, счастья, горя. Никакие отношения с другими людьми не дают такой глубокой эмоциональной связи с ребенком.
И хотя проблемы обучения и недисциплинированности начинаются дома, школа может помочь в этих трудностях, и психолог может определить, какие потребности школы и как она может помочь в развитии ребенка. Семья и ребенок с проблемой. Семья является первым фактором в трансформации характера ребенка. Из семьи вы можете диагностировать проблемы, которые могут возникнуть в классной комнате. То есть, семья служит основой для решения возможных проблем недисциплинированности в жизни ребенка. Когда семья не готова помочь ребенку с дисциплинарными трудностями, он в конечном итоге заставляет ребенка обращаться за помощью из других мест и людей, которые во много раз не могут быть хорошим примером характера, которому следует следовать.
Отцовство – высоконравственное социальное качество.
2) Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительным воспитательным воздействием матери, отца, других родственников. Обеспечивает положительное развитие нервной системы, формирует у ребенка навыки и привычки. Отличается единством требований.
3) Семья владеет объективными возможностями для включения ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности (путешествия на различных видах транспорта, посещение различных общественных мест – магазинов, театров, музеев, с полутора лет возможно включение ребенка в трудовую деятельность – трудовые поручения) .
Когда семья полностью не занимается образованием своего ребенка, они воздерживаются от своих обязанностей, откладывая их на других людей. Отсутствие родителей на педагогических встречах является фактом, который в значительной степени сказывается на нынешнем школьном контексте, что может свидетельствовать об отсутствии последующих действий школьной жизни детей родителями. мы должны руководствоваться формированием субъекта прав, формулируя такие измерения, как: подтверждение ценностей, взглядов и социальных практик, которые выражают культуру прав человека во всех сферах жизни общества.
4) Только семейное воспитание даёт возможность осмысления своего пола и овладения реальным ролевым поведением (наблюдают поведение отца и матери в повседневной жизни) .
5) Семейное воспитание даёт большой потенциал для развития культуры быта. Каждая семья имеет определённые традиции – празднование дней рождения, каких либо других праздников, в течение которых ребёнок учится культуре приёма гостей, ведению беседы за столом и т. п.
Таким образом, семья передает свои обязанности в просвещении общества в лице школы, что вызывает большую проблему принятия собственного ребенка, заставляя его искать способы привлечь внимание своих родителей. Семья играет заметную роль в развитии своих членов, и эта задача потенциально связана с тем, что эта фаза понимается как процесс перехода, характеризующийся основными биологическими и поведенческими преобразованиями. Все эти характеристики различаются по частоте и интенсивности.
Это еще один этап жизни, окруженный трудными временами, когда существо проявляет амбивалентное поведение и желания и постоянно стремится консолидироваться и утверждать себя как единое существо, не отрываясь от своих сверстников. То есть, если есть хорошо образованное образование с участием родителей из всегда присутствующего детства, дети будут прибегать к родителям, а не к незнакомцам, потому что они найдут поддержку и уверенность.
Итак, мы говорим о факторах, которые обуславливают успешность семейного воспитания. Но современная жизнь диктует свои условия, и многие семьи сталкиваются с большим количеством проблем.
Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания.
- Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье : каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей, противоположно системе воспитания своих родителей, выбор системы по педагогической литературе).
Школа и ребенок с проблемой. Важным фактором, который следует отметить, является неспособность Школы играть свою роль как строителя знаний, поскольку она в конечном итоге получает от семьи ответственность за обучение своих детей как в академическом смысле, так и в семейном воспитании.
Следует отметить, что школа страдает от последствий социальных преобразований. Среди этих преобразований выделяются новые конфигурации семьи. Сейчас мы сталкиваемся с упадком в выполнении родительских обязанностей. Мы часто видим, что семья делегирует школьные обязанности, которые когда-то были культурными. Снижение в исполнении родительских функций создает трудности в субъективной конституции, в результате чего дети стремятся к школам со значительными переломами в желании учиться. Многие из них представляют проблемы обучения как симптом, который требует, чтобы школа пересматривала свои практики и процессы.
Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей. Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы), поэтому некоторые родители просто не знают, как воспитывать детей.
- Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов . Основная задача, которую ставят родители перед собой – накормить и прилично одеть ребёнка. Не каждая семья сейчас может себе позволить покупать книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Отсутствует система духовного воспитания – в погоне за «копейками» не всегда хватает сил и времени на мысли о духовности и морали.
В то же время школа в настоящее время стоит перед императивом, что она должна быть для всех. В этом вопросе школа через роль учителя становится учителем ребенка, который учит успехов в школе и для жизни. Таким образом, учитель становится фактором социальной трансформации, заключая контракты на другие обязанности, отличные от других, которые уже служат педагогом.
Тем не менее, только роль учителя будет недостаточной, если не будет партнерства с семьей и другими секторами помощи. В этом случае мы можем подчеркнуть эффективность психопедагога, действуя на трудности обучения, отмеченные школьной группой. Согласно Дамашене и Сильве, у психопагога.
Существенное ограничение влияния социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)
- Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей . Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.
Предотвращать, минимизировать и решать трудности в процессе обучения в школьной среде. То есть работа психопедагога направлена на изучение характеристик человеческого обучения, поиск понимания эволюции обучения, факторов и условий, связанных с ним, а также понимание трудностей обучения в его различных проявлениях. Как область знаний, психопедагогика стремится предотвращать, диагностировать и лечить трудности в обучении, тем самым способствуя жизнеспособности приобретения знаний.
Таким образом, в школе есть основа для поддержки и помощи в процессе реструктуризации жизни ребенка. Поскольку работа в команде с психопедагогом, школа может поддерживать края, оставшиеся после получения поддержки. Цель этой работы - дать ответы на следующий вопрос: в каком аспекте может отразиться детская недисциплинированность в его / ее процессе обучения?
Исходя из этих проблем, дети становятся «заложниками» своих родителей. Для детей отводится в семье определенная роль, которая формирует характер ребенка.
Рассмотрим основные «роли» на примере «трудных» семей.
«Кумир семьи». Ребёнок вызывает общее восхищение домашних, как бы он не вёл себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно исполняется взрослыми, а тот из взрослых, кто этого не делает, вызывает нарекание остальных. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребёнку. На первый взгляд это выглядит как вполне понятное чадолюбие. Люди, сотворившие из ребёнка кумира ста нут весьма убедительно доказывать, что они «живут для детей». Иногда это действительно так, и, тем не менее, одобрить подобное отношение к ребёнку трудно. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное – эгоцентричным, поскольку с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания. В отдельных случаях столь «беспредельная» любовь к ребёнку не так бескорыстна как кажется, не исключено, например, что возведение его в кумиры является отображением соперничества взрослых. Каждый из взрослых – мама, папа, и т. д. – путём демонстраций исключительной привязанности к ребёнку пытается утвердить своё главенство в семье. При этом величина «вклада» каждого в заботу о ребёнке подспудно оказывается козырем в «игре» взрослых.
Для этого мы проанализировали несколько библиографий, которые имели отношение к созданию модели, которая была бы согласованности и согласованности перед сообщенными фактами. На этапах, которые включали эту работу, обсуждалось значение семьи и ее действия с ребенком, а также возможности, которые психопедагоги могли вмешиваться в представленные трудности. Отсюда были сделаны несколько выводов, которые, помимо поддержки этого проекта, обобщают то, что было проработано.
Говорить о недисциплинированности во времена, в которые мы живем, очень легко и очень полно, но превращение этой речи в реальность - это то, что стало более трудным. Существует проблема, связанная с семьей, поскольку большую часть времени семья передает свои обязанности школе, бабам или воспитателям детей. При этом ребенок становится все более недисциплинированным, что отражает безответственность родителей по отношению к ним. Пренебрежение таким важным аспектом воспитания ваших детей.
Возможен другой вариант: «кумир семьи» сам того не зная, выполняет функцию цементирующего фактора, поддерживающего семейный очаг в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Истинного взаимопонимания, готовности к эмоциональной поддержке в семье нет, но все заинтересованы в сохранении видимости благополучия, и общее восхищение ребёнком превращено в символ семейного «единства».
«Мамино сокровище». В данном случае ребёнок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребёнку подобной роли может таится немало сложных психологических причин (мать, неудовлетворённая своим супружеством, бессознательно пытается излить на ребёнка всю присущую ей страстность, нежность, жертвенность – то же самое происходит и с папой. Ребёнок при этом ставится в нелёгкое положение: он прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но не менее остро воспринимается отсутствие такого же отношения со стороны других. Для детей мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одними надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. Соперничество взрослых обычно проявляется в традиционном вопросе к ребёнку: «кого ты больше любишь? ». Удовлетворяя таким образом своё тщеславие и подчеркивая своё значение в глазах других взрослые травмируют и дезориентируют ребёнка, поневоле воспитывая в нём лицемерие и изворотливость.
«Паинька». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребёнок, с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. А между тем за попыткой взрослых сделать ребёнка безукоризненным нередко скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Люди не умеют и не считают нужным эмоционально проникать друг в друга, делиться в семье сокровенным и наболевшим. Предпочтительнее сделать вид, что конфликтов нет, чем искать способы из разумного, человеческого разрешения. От ребёнка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий, эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением, за это и вознаграждается старшими. Каково действительное содержание внутренней жизни ребёнка до этого, в сущности, никому нет дела. И постоянное лицемерие становится для ребёнка нормой существования на всю жизнь.
Не так уж редки случаи, когда ребёнок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки, к искреннему недоумению своей семьи. Добавим к этому, что очень часто, навязывая ребёнку роль паиньки, родители подсознательно тешат своё самолюбие и обязывают ребёнка к поддержанию семейного престижа. При этом у ребёнка формируются и культивируются родителями завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если по началу каждый промах в поведении ребёнка ставится на вид ему родителями, то в последствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве он этим, можно сказать, подводит всю семью: став взрослым он усматривает в неподтверждении своих ожиданий свою неполноценность, несостоятельность, что делает его уязвимым к трудностям, критике, неизбежным ошибкам. Он продолжает смотреть на себя не с позиции самостоятельного человека, а как бы требовательными родительскими глазами… таким образом ребёнок, который «слишком хорош», не всегда есть свидетельство правильного воспитания.
Особый случай представляет собой роль «болезненного ребёнка». Конечно, есть не мало детей, здоровье которых требует особого внимания и ухода. Однако в жизни можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребёнок практически выздоравливает и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно продолжает трактовать его как болезненного, слабого и требовать от остальных такого же отношения к нему. Тут-то и раскрывается условная «выгода» болезненности ребёнка для кого то из членов семьи. То ли он призван служить опять-таки козырем в чьей-то игре, то ли средством чьего-то самоутверждения.
В иных случаях взрослым не удаётся, а может быть, и не хочется, ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребёнком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него, чем искать новые полноценные формы духовного контакта. К тому же, миссия опекающего продлевает родительскую власть над подрастающим ребёнком. Мы видим, что навязывание ребенку роли болезненного может оказаться не чем иным, как формой мнимого сотрудничества с ним, то есть подменой подлинного сотрудничества.
Еще одна аномальная роль – это роль «Золушки», когда из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и не самостоятельным. Но это уже крайний пример того, как взрослые корыстно используют ребенка в выгодной для них функции.
Во всех рассмотренных случаях мы видим, что ребенок воспринимается взрослыми, как средство для достижения своей личной цели (самоутверждение, снятие ответственности за воспитание) или нежелание вообще брать на себя задачу воспитания. Во всех рассмотренных случаях у детей формируются негативные черты характера: изнеженность, капризность, искажение представлений о людях противоположного пола, завышенные притязания к самому себе или чувство неполноценности. В этих примерах мы видим ошибки воспитания взрослых, которые делаются подсознательно, рассуждая при этом так: «Вот взять меня, и били в детстве, и ругали, и ничего – вырос, стал человеком! » И не всегда люди могут сказать, что его могли бы сделать человеком получше и другим способом.
В обычной здоровой семье с нормальным психологическим климатом ребёнку не уготованы никакие фиксированные роли. Его любят – он чувствует себя «кумиром семьи», сделал шалость, воспринимают как ужасного ребёнка, наказывают. Стараясь вернуть себе расположение он становится паинькой, а иногда и хитрецом. Он то мамино сокровище, то папино, но всё это мимолётно, так как его никто к этому не обязывает даже и подсознательно. А вот роли, которые никогда не бывают в нормальной семье: «Золушка», «забитый». Какая же роль отводится ребёнку в нормальной семье? Это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле воспитания у ребенка формируются важнейшие качества: общности с родными, личной ответственности перед другими, гордости за участие в жизни своей семьи.
Каким же образом добиться положительных результатов и избежать ошибок в воспитании детей? На формирование отношений в семье вообще и на характер ребёнка в частности влияют установки – то есть наиболее часто произносимые слова и фразы в адрес кого-то из членов семьи. Установки положительные – несут положительный настрой, высокую эмоциональность. Установки отрицательные – угнетают, снижают самооценку, унижают.
Давайте рассмотрим наиболее распространённые отрицательные выражения, адресующиеся детям. (Приложение №1)
А теперь рассмотрим положительные установки. (Приложение № 2)
Каким же образом каждому из вас конкретно можно изменить установки?
Инструкция.
Шаг 1. Попросите родственников последить за вами в течение определённого времени (один день, два, три) и записать наиболее часто используемые вами выражения.
Шаг 2. Проанализируйте и уберите из общения отрицательные выражения.
Шаг 3. Замените их положительными репликами.
Совет психолога «Разрешение конфликтной ситуации»
1. Сделайте глубокий вдох – выдох.
2. Посчитайте до 10 в спокойном темпе. Таким образом угаснет первая волна гнева, раздражения.
3. Подумайте, действительно ли всё так страшно, непоправимо и угрожало жизни и здоровью ребенка.
4. Принимайте меры к решению ситуации.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать счастливым и здоровым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться.
Так догадывайтесь! Помогите детям стать активными, энергичными, жизнестойкими!
УДАЧИ, ВАМ!