логотип

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители. Психические расстройства у подростков

Многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском и особенно в подростковом возрасте. Возникновение психических расстройств в этом возрасте может привести к развитию серьезных болезней в зрелом возрасте, таких как шизофрения, аддиктивное расстройство, склонность к самоубийству. Постановка диагноза расстройства психики и поведения в раннем возрасте имеет большое значение, так как от этого зависит выявление и лечение дальнейшего развития психопатологических нарушений.

Так, выявление и лечение начальной стадии шизофрении у подростка может способствовать улучшению прогноза во взрослом возрасте. Первые симптомы этого расстройства неспецифичны и легко могут быть приняты за некоторые типичные для подросткового возраста психические явления. Но по прошествии нескольких месяцев картина шизофренического психоза становится более ясной. Первоначальными характерными признаками шизофрении являются резкое ухудшение школьной успеваемости и ослабление активности вообще, выраженные аффективные расстройства и изменение личности, расстройства межличностных отношений, расстройства чувственного восприятия и необычное восприятие своего «я». В дальнейшем наблюдается развитие классических симптомов, на основании которых можно диагностировать шизофрению .

Одним из наиболее распространенных расстройств в этом возрасте является депрессия , которая может иметь самые разнообразные последствия. С депрессией связана проблема самоубийств среди молодежи, которая чрезвычайно актуальна в очень многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей.

У молодых людей часто возникает состояние меланхолии, типичное для юношеского возраста. Это состояние нельзя путать с депрессией, которая встречается гораздо реже и является серьезным расстройством. Чаще всего депрессия начинается с жалоб подростка на свое душевное состояние и на свои ощущения. Молодой человек замыкается, уходит в себя и становится нелюдимым, в тяжелых случаях начинает отчаиваться. Он чувствует себя не в ладу с самим собой, очень подавлен, часто его реакции агрессивны, он глубоко разочарован и его самокритика оказывает на него деструктивное воздействие. Подростки, выросшие в семьях с тяжелыми конфликтами, часто оказываются недостаточно подготовленными к кризису, связанному с подростковым возрастом.

В этот период весь мир представляется подростку безотрадным и безнадежным, ему кажется, что нет никакого выхода, он все видит в черном цвете. Часто доходит до того, что у него возникают мысли о самоубийстве, он может предпринимать реальные попытки покончить с собой.

Признаки депрессии:

Подросток беспричинно меняет свое поведение в идентичных ситуациях;

Школьная успеваемость ухудшается без видимых причин;

Ребенок нервный, часто агрессивный и начинает плакать из-за всякой мелочи;

Уходит в себя, изолируется, говорит мало и тихо, целыми днями не встает с кровати и жалуется на скуку;

Все забывает, не здоровается, не говорит, куда идет, при каждом вопросе сильно раздражается;

Страдает бессонницей или все время чувствует себя усталым;

У него пропадает аппетит или, наоборот, ест непрерывно, не контролируя себя.

Если у подростка наблюдается больше половины этих симптомов, необходимо немедленно обратиться за консультацией к специалисту.

Депрессивные состояния в пубертатном и юношеском возрасте необходимо лечить у соответствующего специалиста. Нельзя недооценивать риск суицида. Лечение в большинстве случаев представляет собой комбинацию медикаментозного лечения и психотерапии.

В последние годы все больше увеличивается количество подростков, особенно девочек, с расстройствами приема пищи - такими как нервная анорексия и нервная булимия .

Часто в подростковом возрасте развиваются психосоматические нарушения: расстройства сна, головные боли, боли в животе. Эти физические расстройства являются выражением психических проблем и процессов, связанных с перестройкой организма. Если подросток страдает психосоматическими расстройствами, не имеющими в своей основе каких-либо органических причин или придумывает себе болезни и боли с целью обратить на себя внимание родителей, необходимо как можно скорее выяснить причины такого поведения.

Стрессовые состояния, беспокойство, семейные, социальные и школьные проблемы нередко выражаются у подростка в расстройствах сна, чаще всего в бессоннице. Подросток не может заснуть вечером или просыпается слишком рано утром. Другие расстройства связаны с последовательностью фаз сна, бодрствования и сновидений. К таким расстройствам относятся сомнамбулизм (снохождение, лунатизм), ночной страх с внушающими ужас сновидениями и ночное недержание мочи (энурез). При расстройствах сна следует обратиться за консультацией к специалисту.

Подростки часто страдают головными болями, причины которых могут быть различны. Иногда они имеют органическую природу, как при гриппе, простудных заболеваниях, менструации, нарушениях зрения и других проблемах со здоровьем. Если же головные боли часты, возникают сами по себе и не обнаруживают никаких органических расстройств, значит, они имеют психическую природу. Головные боли могут связаны с судорогами мышц, возникающих вследствие того, что мышечный тонус у подростков постоянно повышен. Головные боли мешают нормально провести день, мешают учебе, занятиям в школе, приготовлению домашних заданий. Поэтому очень важно помочь подростку расслабиться и попытаться найти причины болей.

Часто подростки жалуются на боли в животе, которые не имеют никакой органической причины. В процессе психосексуального развития человека боли в животе возникают постоянно. Именно в подростковом возрасте они наблюдаются особенно часто, могут быть очень сильными, с тошнотой, но без рвоты. Они могут носить характер колик, часто сопровождаются запорами. Молодые девушки постоянно жалуются на боли в период менструаций. Боли в животе психосоматического характера нормальны в этом возрасте, однако надо обязательно обратиться к врачу, чтобы исключить их органический характер, поскольку они могут быть признаком органических внутренних заболеваний, таких как

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.


Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.


Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Метки: Воспитание ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание , Мужчины , Детско-родительские отношения ,

Игнорирование: правила применения

Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание , Семья , Детско-родительские отношения ,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание , Материнство , Детско-родительские отношения ,

Уроки с ребенком делать не надо!

Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание , Управление эмоциями , Детско-родительские отношения ,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Мужчинами не рождаются

Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание , Материнство , Мужчины , Детско-родительские отношения ,

Родительские негативные послания

Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель - отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения , Сценарии ,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание , Трудное поведение , Семья , Детско-родительские отношения , Случаи из практики психотерапии ,

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых - это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание , Домашнее насилие , Неблагополучная семья , Детско-родительские отношения ,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание , Подростковый возраст , Детско-родительские отношения ,

"Неудобные" дети неудобны для насильников

Психолог Екатерина Бойдек: "Важно учиться выдерживать свою родительскую тревогу. Важно напоминать себе, что наши возможности ограничены. Мы не всесильны, и нам часто приходится сталкиваться со своим родительским бессилием. Если ребёнок знает, что мы «рассыпаемся» от того, что с ним происходит, даже при условии наших прекрасных отношений, он не будет с нами делиться тем, что его волнует."

Метки: Воспитание , Домашнее насилие , Детско-родительские отношения ,

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

Насильник - единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Метки: Воспитание , Трудное поведение , Детско-родительские отношения ,

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Сейчас я понимаю, что не работало. Во-первых, хотя внешне пыталась изобразить эмпатию и сочувствие, внутри было совсем другое: желание поменять состояние ребёнка. Я не выдерживала его грусть, его горе, хотела немедленно их убрать. Я говорила вслух "ты грустишь", а про себя практически билась в истерике "прекрати так чувствовать, это невыносимо, поменяйся немедленно!". И, конечно, мой чувствительный сын считывал именно это."

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Родители-рабы

"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание , Инфантильность , Детско-родительские отношения ,

Как воспитывать сына (для женщин)

Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Психотерапевт Ирина Млодик: "Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права. Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав - подавленный, послушный - лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться".

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Я ударила ребенка. Что делать?

Семейный психотерапевт Вера Василькова: «Я ударила ребенка. Что мне делать?» - очень болезненный вопрос, который часто задают мамы. Это экстремальная ситуация, в ней требуются срочные меры помощи – и маме, и ребенку. Про детей написано много. Эта статья – для мам. О том, как пройти очень непростой момент и жить дальше.

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Нервный срыв – это реакция психики на внешний раздражитель или ситуацию, которая долгое время не меняется. Подростки, ввиду гормонального сбоя, чаще других подвержены влиянию таких раздражителей, потому склонны к нервным срывам. Как проявляется такое состояние? Что делать, если начался нервный срыв у подростка, какие успокоительные таблетки разрешены к применению в юном возрасте? Ответы на эти вопросы даст «Популярно о здоровье».

Причины нервных срывов у подростков

Уже упоминалось, что гормональные изменения нередко создают благоприятную почву для развития нервных расстройств у подрастающего поколения. Но есть ещё ряд причин, провоцирующих нервные срывы. Рассмотрим их:

Неблагоприятная обстановка в семье – пьющие родители, ссоры дома.

Плохие отношения в школе, травля подростков, конфликты с учителями.

Чрезмерная нагрузка – ежедневно много уроков, посещение различных секций, кружков, дополнительных занятий.

Стрессовые ситуации – потеря близкого человека, расставание с девушкой.

Отсутствие хобби, увлечения, которое приносит радость и удовлетворение.

Хроническое недосыпание (подросток поздно ложится и рано встаёт).

Если все эти факторы имеют место, то складываются благоприятные обстоятельства для нервного расстройства, срыва. Родителям стоит быть внимательными, чтобы вовремя обнаружить признаки ухудшения эмоционального состояния ребёнка. Их мы обсудим прямо сейчас.

Симптомы нервного срыва в подростковом возрасте

Как узнать, что подросток находится на грани нервного срыва? По каким признакам это можно определить?

1. Ребёнок перестал общаться с друзьями.
2. Не хочет гулять или наоборот, часто отсутствует дома.
3. Обвиняет окружающих во всех неприятностях.
4. Плохо спит, ворочается, просыпается, ему трудно засыпать.
5. В расслабленном положении у ребёнка подёргиваются конечности.
6. Подросток сам с собой разговаривает.
7. Он подавлен, апатичен, не чувствует интереса к происходящему.
8. Проявляет агрессию.
9. Бывает плаксивым, раздражительным, говорит о смерти.
10. Налицо признаки хронической усталости – ухудшение памяти, сонливость.

Вовремя заметить тревожные симптомы очень важно, поскольку участились случаи суицидов среди молодёжи. Если вы видите что-то подобное, происходящее со своим сыном или дочерью, нужно начать предпринимать меры. Какие?

Как помочь подростку при нервном срыве ?

Первое, что нужно учесть, - подростки плохо идут на контакт и не станут слушать советы. Родители должный найти другой подход – постараться уделять больше времени ребёнку, проявлять больше любви. Придётся пойти на некоторые жертвы, чтобы найти время для общения, совместного отдыха. Налаживание обстановки в семье имеет очень важное значение. Перестаньте настаивать на занятиях в секциях, к которым у подростка не лежит душа. Пусть он занимается тем, что любит. Ну и конечно, понадобится помощь специалиста – психолога и невролога. Визит к последнему стоит нанести, так как нередко к проблемам с нервами приводят отклонения в работе щитовидной железы и других органов. В результате обследования врач выяснит причину психологического дисбаланса и даст рекомендации относительно лечения. Какие медикаменты помогут преодолеть нервное напряжение?

Успокоительные таблетки при нервных срывах

Успокоительные при нервных срывах используются в комплексном лечении. Только врач может назначать такие седативные таблетки, когда речь идёт о подростках. Рассмотрим, какие лекарства обладают успокаивающим действием и разрешены к приёму детям.

1. Валериана. При нервном срыве таблетки этого средства способствуют спокойному сну. Думаете этого мало? Совсем, ведь нервная же система должна когда-то восстанавливаться?! Лекарство содержит экстракт одноимённой травы.

2. Персен. Приём подростком таблетки или капсулы этого препарата разрешён с 12 лет. В состав входят травяные экстракты валерианы, мелиссы и мяты. Назначается при нестабильном эмоциональном состоянии, бессоннице, стрессе.

3. Глицин – разрешён с детского возраста. В составе содержится аминокислота, которая способна снизить возбудимость, нормализовать сон и улучшить мозговую деятельность при хронической усталости и других нарушениях.

4. Нотта – гомеопатическое средство, широко применяемое в педиатрии. Помогает нормализовать сон, избавляет от тревожности, страха головной боли, оказывает антидепрессивное действие, улучшает настроение. Препарат не вызывает сонливость и заторможенность реакций.

5. Транквилизаторы применяются чаще всего при расстройствах психики – глубокой депрессии, анорексии и других заболеваниях нервной системы, назначать их должен врач в самых крайних случаях. К ним относятся таблетки – Элениум, Феназепам, Сибазон. Эти препараты помогают справиться с нервным перенапряжением, возбуждением, избавиться от тревоги. Транквилизаторы вызывают привыкание. К самостоятельному назначению противопоказаны. Имеют противопоказания и побочные эффекты. Возможны передозировки. Мы не пугаем – мы предостерегаем от глупостей и несерьезного отношения к аптечным средствам…

Если у подростка уже нервный срыв налицо или есть симптомы, предшествующие ему, обращайтесь к врачу за помощью. Но помните – ничто так благотворно не влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, как стабильная и спокойная семейная атмосфера. Больше общайтесь с сыном, дочкой, интересуйтесь их проблемами, оказывайте поддержку. Если у детей сложности со сверстниками, помогите найти общий язык с ними или переведите ребёнка в другое учебное заведение, тем самым оградив его от ежедневного стресса. Нервный срыв у подростков – состояние крайне опасное, которое может привести к непоправимым последствиям.

Поделиться: