логотип

Архитектурные проекты школ. Архитектура современных школьных зданий. Современные школы и школьные комплексы

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Принципы, регулирующие и стандартизирующие здания, основывались на педагогических потребностях и качестве окружающей среды, эстетических и националистических идеях. Школьная среда, согласно новым предложениям, должна быть образовательной, веселой, приятной, живописной и с окружающим ландшафтом.

В школах, построенных в то время, мы видим взаимодополняемость образовательной позиции и здания школы. Организация Программы школьных потребностей определила новый результат. Школы, построенные в то время, были не просто набором комнат. Внутри школьного здания у нас были условия обучения, отдыха и администрирования. Это будут три «школьные зоны».

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

В зоне образования были расположены классные комнаты, школьный музей, детская библиотека и запрограммированная гимнастика. В зоне отдыха были сарай для внутреннего отдыха, образовательного кино и сцена для драматизации. В последней зоне, администрации, были комнаты совета и секретариата, архив, магазин школьных материалов, комната учителей, дидактическая библиотека и склад, помимо посещаемости школы, охватывающие медицинские, стоматологические, социального и питания.

Поэтому мы видим, что идея полной школы, которая мыслит об образовании целостным образом, не нова. Идея заключалась в том, что школа функционировала как настоящий центр, в котором сближались действия сообщества. Встречи родителей, вечеринки, курсы для матерей, небольшие лекции, образовательное кино и театр, библиотека, музыкальные прослушивания, театр и игры. Из школы следует излучать новые позы и действия; его вмешательство в жизнь соседства было прямым.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Строительная школа как школа космического строительства как пространство. Это время ознаменовало конец школьного памятника. Затем школа появляется весело, горизонтально, посреди садов. Стоит также проанализировать и включение этих школ в пространство города. Это было не просто подтверждением стратифицированного и водонепроницаемого знания, это было проявление потенциала, который сохранила страна. Школа считалась парком - местом, где человек с радостью ищет знания, с удовольствием. Это было новое видение знаний.

Все это создавало пространства более щедрых, более человеческих качеств, населенных без страха и с удовольствием. Мы можем идентифицировать это поколение в театре, телевидении, кино, музыке или искусстве. Нетрудно понять важность вклада образованной молодежи в этот период в историю нашей страны.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.

В рамках новых дискуссий об историографических источниках можно построить Историю образования, имеющую схоластическую архитектуру как источник, главным образом, когда проводятся исследования школьных учреждений, возникших в результате провозглашения Республики, и в это время повышенная озабоченность по поводу строительства конкретных тюрем для образования.

Роза Фатима Соуза записала это по теме. Здание школы несет архитектурную идентичность, которая отличает его от других общественных и гражданских зданий, одновременно определяя его как личное пространство - особое место для преподавательской деятельности и учебной работы.


Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

В начале республики преобладало оптимистическое отношение к школе, считающееся «искупительным грехом невежества» и «фактором социального прогресса». Архитекторы беседовали с ответственными за пути обучения. В этот период доминировала «неоклассическая архитектура», характеризующаяся внушительным зданием, изысканной прихожей, лестницами, симметричной осью, двумя крыльями, внутренним двором, внутренними коридорами, большими и тяжелыми вертикальными окнами, отделкой благородными материалами.

Благодаря внедрению новых образовательных предложений можно также найти изменения в школьной архитектуре, поскольку тот же диалог с историческим моментом в школе. Баффа, анализируя школьную архитектуру в штате Сан-Паулу, также обнаруживает другие дифференцированные моменты в процессе строительства школ. Второй момент трансформации в школьной архитектуре был бы связан с движением эсколановцев, которое было более сосредоточено на вопросах учащихся и количественных показателях школы и отражалось на построении более современных пространств. Простые геометрические формы, использование новых материалов, таких как железобетон, новые конструктивные приемы, не более совершенная симметрия, отсутствие колонок и украшений, внутренние пилоны под пилотом и большие застекленные отверстия.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

Из-за необходимости расширения количества школьных помещений были разработаны более утилитарные, дешевые, быстромонтируемые здания, которые не отличались от других общественных зданий. Практика и источники исследований в истории образования. В средние века в школах не было конкретных зданий. Реформация привела к созданию протестантских академий и колледжей, контрреформы иезуитских колледжей, первых школьных зданий, которые служили образцами для строительства высших школ за пределами региональных границ, плохой родственник, чаще всего раздавался в «школьной комнате», обычно расположенной в коммунальном здании с несколькими общественными функциями.


Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Четыре основные области способствуют строительству школьных зданий: архитектуры и строительства, педагогики и учреждения. Официальные здания или кантональные власти дают первые указания по архитектуре и планировке комнат, приказ фасада и открытие входа, Белл и часы гражданского использования уже давно связаны со школой.

Первые женские колледжи и средние колледжи, часто оснащенные конференц-залами, гимназиями и библиотеками, являются функциональными и впечатляющими зданиями, демонстрирующими важность образования в демократическом либеральном обществе. Внедрение новых учений и услуг потребовало разработки конкретных мест.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

В межвоенный период педагогические теории, инновации в архитектуре и урбанизме современного движения способствовали новому определению школьных зданий: менее монументальным, нижним и формирующим автономным единицам одного, двух или четыре класса на запись, формально очень трезвые, они подразумеваются по шкале ребенка и окрестности, в контакте с внешним и с природой. Классная комната почти квадратная с двухсторонним освещением, внутренняя планировка более гибкая, стул больше не прикреплен к столу, макет может отличаться.

Детские школы являются самыми инновационными. Конструкция бетона, сборных элементов, плоских крыш, свай и длинных окон является признаком современности. Школьные здания представляют собой «школьные группы», состоящие из нескольких единиц. Использование несущей конструкции, технических характеристик, связанных с нагревом, искусственным освещением и вентиляцией, освобождает конструкцию продольных ограничений объема. Существуют две тенденции: монументальность и интеграция. Особые комнаты часто равны с обычными классами.


Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Спортивные сооружения стали столь же важными, как и остальные учреждения. Тексты на электронных носителях подчиняются тем же правилам, что и печатные тексты. Архитектура спросила нескольких актеров на земле и спросила их, что они считают самыми серьезными ошибками в строительстве школы. И затем дать несколько советов как архитекторам, так и направлениям. Фламандская община пытается догнать построенное наследие. Мы спросили Мэрайка Бейренса и Эдвина Де Секкелера за их пожелания архитекторов и менеджеров.

Самые серьезные ошибки по Марийке Бейренсу. Помещение эстетики перед функциональным. Воспитание фламандского сообщества требует больших, открытых и многофункциональных школьных зданий. При проектировании важно сосредоточиться на функциональной стороне здания. Архитекторы иногда предпочитают эстетический аспект. Архитектурное качество, очевидно, важно, но мы должны найти правильный баланс между архитектурной красотой, с одной стороны, и функциональностью здания, с другой.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

Однако периоды использования школьного здания коренным образом отличаются от периодов использования служебного здания. Возьмите, к примеру, праздники, среду после обеда и экзамен. Например, если вы хотите инвестировать в систему рекуперации тепла для качества воздуха в трапезной, эффект, достигнутый в реальности, не будет иметь ожидаемого результата по счету энергии. При выборе технической установки недостаточно учитывается техническая сложность и техническое обслуживание. Когда сложные установки не используются или поддерживаются должным образом, ожидаемая производительность не достигается, и оборудование может быть даже повреждено.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Вот почему иногда предпочтительнее выбирать более простую установку, которая, несомненно, обеспечит желаемый результат в течение 20 лет. Хороший совет для архитектора: выберите прочное и необслуживаемое оборудование. При выборе материалов для школьного строительства помните, что в школах мало персонала и средств для обслуживания. Поэтому выбирайте прочные материалы, которые не требуют технического обслуживания.

Хороший совет для руководства: подумайте о будущем. Здание школы должно длиться много лет. Убедитесь, что новое строительство способно реагировать на потребности своего времени, отражая концепцию и гибкость, необходимые для удовлетворения требований к образованию.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

Самые серьезные ошибки, по словам Эдвина Де Сеукелера. Часто возникает слишком мало соображений, связанных с надлежащей имплантацией при строительстве новой школы. Недостаточная адекватность между окружением школы, существующими зданиями и мобильностью приводит к плохой интеграции нового здания в окружающую среду. В результате часто бывает неразборчивым сайтом, где и ученикам, и посетителям трудно ориентироваться.

Строительство новой школы слишком часто является отражением устаревшего образа мышления или, по крайней мере, не вдохновлено нынешними педагогическими концепциями, такими как открытая школа. Многие проекты не стимулируют новые способы работы. Плохое закрытие сайта.


Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Плохое закрытие сайта иногда создает опасные ситуации при строительстве новой школы. Следует также уделять особое внимание разделению трафика со строительной площадки и передвижению легковых автомобилей, велосипедов и пешеходов. Хороший совет для архитектора: стимулирование новых способов работы.

Архитектура новой школы должна укрепить педагогическое видение. Архитектура должна стимулировать новые способы работы, даже если они не включены в программу. Это должно позволить многофункциональное использование помещений после школьных занятий. Конкретные помещения, такие как спортивные залы, рефлексоры, многоцелевые залы, должны быть доступны для использования вне часов занятий. Требуется отдельный вход и двери, изолирующие эти помещения от остальной части школы.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.


Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.


Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.


Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.


Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.


Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.


Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.


Продолжение следует...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на https://www.allbest.ru/

Министерство Образования и Науки Украины

Кафедра архитектурного проектирования

РЕФЕРАТ

Архитектурное проектирование ш кол ы

Выполнила:

студ. группы АРХ-11-2

Слынько К.О

г. Днепропетровск

План

1. Виды и типы школьных зданий.

2. 0сновные группы помещений школьных зданий.

3. Нормативные требования по ориентации главных групп помещений школы

4. Особенности архитектурно-планировочных решений секции младших школьников.

5. Особенности архитектурно-планировочных решений секции старших школьников.

6. Учебно-спортивные залы.

7. Требования к решению генплана.

8. Образно-художественные характеристики школьных зданий.

1. В иды и типы школьных зданий

Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому принципу они подразделяются на три типа:

Начальные

Неполные средние

Средние

Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние в составе подготовительных и 1-4 классов, дающие учащимся полное среднее трудовое политехническое образование. В тех случаях, когда по различным причинам не представляется возможным организовывать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1-4 классов или начальные школы в составе подготовительных и 1-3 классов.

Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интернаты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посещая родителей по выходным, праздникам и каникулам.

Одной из разновидностей школ являются спецшколы - средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области.

Другим важным признаком классификации школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно-, двух-, трех-, четырех- и более комплектные школы.

Новыми типами зданий являются здания, в которых общеобразовательная школа размещается вместе с другими учреждениями: начальная школа с детским садом и яслями.

Важным фактором, влияющим на композицию школьных зданий, являются планировка и взаиморасположение учебных секций. Наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три основных типа:

Централизованные

Блокированные

Павильонные

Здание школы централизованного типа представляет собой один основной учебный корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием, как правило, применяются для зданий относительно небольшой вместимости, а также для зданий предназначенных для строительства в северных районах.

Блокированные школьные здания состоят из ряда отдельных корпусов блоков, связанных между собой теплыми переходами или непосредственно примыкают друг к другу. Композиция применяется при проектировании здания большой вместимости, а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.

Школьные здания павильонного типа. Состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили распространение в южных сейсмический районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Эта композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений. Что имеет и положительные и отрицательные качества: положительная - лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов т. п.; отрицательные - ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. В некоторых школьных зданиях централизованной и блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов.

Школьные здания представляют собой, сложную развитую объемно-пространственную структуру. Которая должна обеспечить оптимальные функционально-технологические качества и архитектурно-художественную выразительность. архитектурное проектирование здание школа

Номенклатура типов зданий средних общеобразовательных школ

2. 0сновные группы помещений школьных зданий

Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп помещений: учебные по основам наук, объединяемые в учебные секции для подготовительных и 1- III классов в составе не более 6 классных помещений с соответствующими рекреационными помещениями и секции учебных кабинетов и лабораторий для IV - Х (XI) классов с соответствующими рекреационными помещениями; помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации; учебно-спортивные помещения; помещения культурно-массового назначения;

Обслуживающие помещения (столовые, административно-хозяйственные, медицинские и др.).

В зданиях школ-интернатов и школ продленного дня предусматриваются также спальные помещения, объединяемые в соответствующие секции.

Состав и площади школьных помещений зависят от назначения и вместимости зданий. К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории, планировка и оборудование которых определяются их назначением и общим планировочным и конструктивным решением здания.

Наиболее распространенным типом классного помещения в отечественной практике так называемый «продольный» класс с трехрядной расстановкой парт. Чтобы приблизить учащихся к доске и повысить уровень

Естественной освещенности, применяется также «квадратный» класс с четырехрядной расстановкой парт или столов и двусторонним естественным освещением.

Чертежный зал .

Площадь чертежного зала около 100 м. Зал по возможности должен быть ориентирован на север и оснащен эпидиаскопом и шторами для затемнения; при зале должно быть вспомогательное помещение для хранения чертежей и моделей.

Глубина зала в зависимости от освещения должна быть 6-S м. Длина зала в зависимости от числа занимающихся в нем учащихся устанавливается в пределах 10-16 м {таким образом, площадь чертежного зала примерно равна площади двух классных помещений).

Поскольку чертежи, укрепленные на демонстрационной доске достаточно различимы лишь с расстояния, не превышающего 9-11 м, в чертежном зале могут одновременно заниматься не более 25 учащихся. Исходя из этого оптимальная длина чертежного зала должна составлять 11,6 м.

Площадь оконных проемов должна быть равна 7« площади пола.

Зал для музыкальных занятий (рис 3, 4). Этот зал располагают в стороне от учебных помещений. Его площадь равна площади 1,5-2 обычных классов; ряды мест желательно располагать с подъемом (ступенями).

В качестве зала для музыкальных занятий во многих случаях может быть использован чертежный зал оборудованный столами с откидными" досками, при условии, что он отвечает акустическим требованиям (обычное соотношение сторон помещения 2:3).

Учебная кухня

Проход в учебную кухню должен быть предусмотрен только через шлюз (возможно используемый в качестве гардеробной), препятствующий прониканию запахов.

Места вытяжки нельзя располагать под окнами учебных помещений- Учебная кухня должна быть непосредственно связана с кладовыми к комнатами для переодевания. В учебной кухне предусматриваются кухонные ниши с доступными с трех сторон столами, под которыми размещены шкафчики для хранения кастрюль, посуды н столовых приборов. Глубина помещений учебных кухонь 5 м и > 8 м.

Помещение для ручного труда площадью > 70 м должно иметь розетке для подключения швейных машин, а также для местного освещения у швейных машин

Площадь оконных проемов должна составлять 2 / s площади пола. Естественное и искусственное освещение рабочих мест > 500 лк.

Учебная прачечная должна иметь непосредственный выход наружу. Выпускной кран в полу следует оснащать затвором, препятствующим распространению неприятных запахов; в помещения необходимо предусмотреть устройства для отвода газов и дыма.

Помещение гладильной должно находиться вблизи учебной прачечной с входом из коридора; при входе размещают контрольные лампы, сигнализирующие о включении и отключении электрических утюгов.

Помещение машбюро предусматривается в тех случаях, когда для данной цели не могут быть использованы другие помещения. Площадь помещения около 50 м*.

Темную комнату (проявочную) площадью 20 м 2 целесообразно разделять на отсеки (для проявления," увеличения фото-снимков и наведения высокого глянца).

Мастерские (являющиеся источниками сильного шума) не должны мешать проведению учебных занятий в классах. К школьным мастерским предъявляются те же требования, что я к кустарным и ремесленным мастерским."

Склад материалов, используемых в этих мастерских, должен иметь по меньшей мере трудносгораемые ограждающие конструкции, а при хранении легко воспламеняющихся материалов-несгораемые конструкции.

Помещения административного назначения

Кабинет директора школы следует располагать рядом с учительской, обеспечивая хороший обзор рекреационного двора.

Площадь- кабинета в зависимости от числа учащихся 25-30 м*

При кабинете должна быть предусмотрена приемная площадью около 25 м 2 .

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Минимальная освещенность каждого рабочего места в учительской должна составлять 500 лх.

В учительских и примыкающих к ним гардеробных необходимо устанавливать умывальники. Кроме того, следует предусматривать достаточную резервную площадь для размещения учительской библиотеки,

Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м 3 .

В некоторых случаях возможно размещение в непосредственной связи с учительской рабочей комнаты площадью около 20 м 2 .

Комната коменданта школы , помещения для хранения уборочного инвентаря и умывальные для уборщиц.

Расположение: обязателен обзор зоны главного входа в школу. В некоторых случаях предусматриваются помещения для хранения я очистки уборочного инвентаря (с водораз~ борным краном и раковиной); в больших школах такие помещения устраиваются на каждом этаже. Необходимо одно помещение умывальной для уборщиц.

Кабинет школьного врача .

Площадь кабинета должна обеспечивать возможность свободной установки одного шкафа и одной кушетки (носилок).

Техническое оснащение; рукомойник со смесителем и две розетки- Желательна непосредственная связь кабинета врача с приемной и комнатой для переодевания (для проведения массовых медицинских осмотров).

Комната для хранения учебных пособий .

Площадь около 20 м 2 ,«Мокрые помещения»-умывальные и душевые-следует размещать вблизи бойлеров, с проходом через раздевальные. На высоту до 1,8 м обязательна облицовка стен глазурованными плитками или же равноценная окраска. Для устройства полов следует применять рифленые керамические плитки или же керамические плитки с выступами. Отвод пара должен осуществляться без возникновения сквозняков.

Служебная квартира коменданта школы в принципе должна быть изолирована от учебной зоны, однако из нее должен быть виден школьный участок и в особенности вход на территорию ШКОЛЫ

План 1-го этажа. Размещенный актовый им с лестницами, ведущими на 2-й этаж. (Служит одновременно и гимнастическим) .

1 -кабинет металообработки; 2-мастерская; З-библиотека; 4-читальный зал;; 5-комната для занятий рукоделием(для девочек); б-озелененный дворик;7-гардеробная;8-класс;9-дворик для занятий на открытом воздухе;10-внутренний двор;11-учительская;12-уборный;13-кладовая;14-актовый зал;15-фойе;16-сцена;17-архив;18-контора администрации;19-крытый переход;20-двор;21-гимнастический зал;22-сушилка;23-раздевалка;24-душевая, умывальная;25-уборная для мальчиков;26-умывальная для мальчиков;27-уборная и умывальная для девочек;28-место для контейнеров с мусором;29-детский сад

Народные школы с числом классов более 3-х, кроме классных помещений должны иметь одну комнату для хранения учебных пособий площадью 15-20 м а, служащую одновременно учительской {в некоторых случаях предусматривается отдельный кабинет для директора школы).

При необходимости предусматриваются специальные классы для черчения, пения, ручного труда, шитья, обучения приготовлению шили, а также душевые.

Величина и форма классных помещений

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м 2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть 3* 60 м 2 .

При стационарной расстановке классной мебели с расстоянием ее от классной доски ^ 2 м расстояние от доски до последнего ряда стульев или скамей не должно превышать 9 м.

Устройство вешалок или гардеробов для верхней одежды в классных помещениях не разрешается. Устройства ступеней в классных помещениях следует избегать; возвышение перед классной доской (подиум) должно быть по возможности на всю ширину помещения. В специальных школах (для детей-инвалидов) устройство ступеней я подиумов в классных помещениях яе разрешается.

Согласно гамбургским требованиям, к школьным зданиям для обучения 25 учащихся желательно иметь помещение размером бЗ у. % м, высотой 3,6 М- Дополнительно необходима площадь на открытом воздухе тех же размеров (со свободно передвигаемыми столами и стульями).

Помещения специального назначения:

К абинеты физики и химии - специальные помещения с расположенными на наклонной плоскости постепенно возвьшающимися рядами рабочих мест; высота верхнего прохода >0,25 м; ширина прохода между рядами рабочих мест 0,9 м. Площадь помещения 80 м 2 . Глубина помещения > 8 м. Следует предусматривать демонстрационный стол с раковиной для стока кислот. Следует предусматривать присоединения к газовой, водо-проводной и электрической сетям с централизованной блокировкой. По условиям безопасности такие помещения должны иметь раздельные выходы (не менее двух) в коридор.

Кабинеты физики и химии должны быть непосредственно соединены со своей лаборантской (площадью 30 мт), которая располагается за спиной учителя.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще н вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели. Помещения для практических занятий по физике и химии, рассчитанные на 40 и более рабочих мест, требуют устройства раздельных выходов и установки быстродействующих спринклеров, а также устройства таких полов, физические характеристики которых не благоприятствуют накоплению электрических зарядов

Помещения общественного назначения

Актовый зал предназначается для проведения собраний и демонстрации кинофильмов; предусматривается возвышение для-проведения гимнастических упражнений (1,2 м над уровнем пола). Рядом с актовым залом предусматриваются помещения для переодевания. Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м г на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Устройство в школах помещений общественного назначения с числом мест 200 и более регламентируется требованиями; предъявляемыми к помещениям для общественных собраний. Если школьные помещения общественного назначения намечается использовать для проведения внешкольных мероприятий, то при проектировании следует предусматривать устройство дополнительных уборных и гардеробных.

Библиотека, читальный зал. Площадь помещения библиотеки > 25 и 2 . В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть - 500 лк.

Рекреационные залы и деоры (см. с. 206). Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды из расчета 0 0,5 м 2 на одного учащегося, Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности; со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня, земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения.

Высота рекреационных залов и проходов > 2,25 м.

Различают следующие виды классов: обычные классы», подобные упоминавшимся, и специализированные кабинеты (см. с, 207),

Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие».

При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь азредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.).

3. Нормативные требования по ориентации главных групп помещений школы

Центральное место среди гигиенических требований занимают рекомендации по ориентации окон школьных зданий, которым предопределяется световой режим и ширококлиматические особенности основных групп помещений школы.

Благотворное влияние солнечного света на организм ребенка рассматривается в ходе специальных исследований. Установлено что условия естественного освещения в учебных помещениях ряда существующих школьных зданий приводят к ослаблению зрения у 25-29% учащихся. Сложность решения проблем естественного освещения в школе заключается в том, что положительное воздействие солнечного света (развитие и рост детей) может сопровождаться рядом отрицательных явлений.

1. Так высокому уровню освещенности может сопутствовать нежелательная бликость и контрастность освещения, и затемнение поверхности.

2. Продолжительность инсоляции часто сопровождается перегревом помещений.

Ориентация окон помещения школьных зданий

Наиболее современным с точки зрения удовлетворения требований ориентации являются школьные здания с односторонним расположением основных учебных помещений, в которых обеспечивается равноценные световые и инсоляционные режимы для всех учащихся.

Школьные здания, в которых окна учебных помещений обращены на три или четыре стороны, при любой привязке предопределяют неблагоприятную сторону для части учебных помещений.

Окна . В помещениях для занятий должно быть обеспечено постоянное проветривание без сквозняков (например, проветривание через щели).

Требуемая кратность обмена воздуха; в помещениях для занятий и практических упражнений-четырехкратный обмен воздуха, в электрокухнях -шестикратный, в кухнях другого вида и в помещениях для химических опытов-десятикратный обмен воздуха

4. Особенности архитектурно-планировочных решений учебных секций младших классов

В каждом корпусе предусмотрены полный набор соответствующих учебных и вспомогательных помещений, вестибюли с гардеробом, столовые, спортивные залы.

Учебно-воспитательным процессом в младшей и старшей возрастных группах руководят разные заведующие учебной частью, работу которых координирует директор школы.

Учебный корпус начальной школы состоит из 4-х одноэтажных учебных блоков и блока обслуживающих помещений, где сосредоточены игровой зал, столовая со вспомогательными службами, вестибюль.

В каждом учебном блоке на 6 классов имеется комната продленного дня, рекреация с рассредоточенными гардеробными шкафами, туалеты. Все учебные помещения для младших классов квадратные в плане и имеют 4-х рядную расстановку парт. Для дополнительной подсветки учебных зон, удаленных от наружной стены с оконными проемами предусмотрены светопроемы в покрытии здания.

5. Особенности архитектурно-планировочных решений учебных секций старших классов

В учебном корпусе для среднего и старшего возраста размещены учебные кабинеты, лаборатории, административные помещения, столовая, вестибюль. За счет более рациональной загрузки учебных помещений в укрупненной школе на 60 классов сокращается общее количество учебных кабинетов и лабораторий по сравнению с двумя автономными школами на 30 классов каждая, а как следствие, увеличена площадь спортзалов. В дополнение к типовому школьному гимнастическому залу 12*24 м создан легкоатлетический манеж 24*30 м.

Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним или двусторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией.

В отношении взаиморасположения учебных секций оптимальной является их односторонняя (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией.

6. Учебно-спортивные помещения

Размеры и площади учебно-спортивных помещений должны приниматься согласно табл.

Размеры и площадь учебно-спортивных помещений

Помещения

Площадь м2

Размеры, м

Количество мест или санитарных приборов в помещении

Спортивные залы

Инвентарная

В зависимости от размеров инвентаря

Комната инструктора и хранения мелкого инвентаря

Не нормируется

Раздевальные х2

16(каждая)

Душевые х2

2 душевые

Уборные х2

1 унитаз и 1 умывальник

Спортивные залы следует размещать не выше второго этажа изолированно от учебных секций и секций спальных помещений. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные и спальные секции не допускается.

Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна предусматриваться не менее 5 м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с полом спортивного зала (без порога).

Из снарядной или спортивного зала предусматривается выход на земельный участок (для выноса снарядов и эвакуации учащихся).

Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.

Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных принимается не менее 1 м, а проход между противостоящими скамьями - не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями при необходимости должны предусматриваться щиты - экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0,2 м.

Типы и размеры физкультурно-спортивных залов, вспомогательных помещений при залах следует принимать по заданию на проектирование согласно нормативным требованиям к спортивным сооружениям.

7 . Требования к решению генплана

Участок школы является обязательной ее частью, обеспечивающей со зданием полноценный учебно-воспитательный процесс и эксплуатационное обслуживание.

В связи с этим на участке равном 2,1-2,2га предусматриваются зоны в составе: физкультурно-спортивной, начальной военной подготовки, учебно-опытной, отдыха и хозяйственной.

Участок должен иметь ограждения или кустарник по периметру, если школа размещена внутри микрорайона.

На территории школы должны предусматриваться подъезды для пожарных машин с возможностью объезда вокруг здания, пешеходные дорожки

Перед главным входом желательно иметь площадь для торжественных сборов учеников.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения школьной столовой. Обязателен подъезд для транспорта. Зеленая защитная полоса по границе участка устраивается шириной не менее 1,5м, а со стороны улицы - 6м.

Спортивная зона состоит из легкоатлетической площадки, площадок для спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) и легкоатлетического метания, площадок для гимнастики и полосы препятствий.

Учебно-опытная зона включает участки: питомник, плодовый сад, теплицу, участок начальных классов, площадку для занятий на открытом воздухе (с навесом). На зоне отдыха необходимы площадки для подвижных игр подготовительных, 1-3 и тихого отдыха 5-8 классов. Для остальной части учащихся площадки отдыха предусмотрены на спортивной зоне. Площадки отдыха разных возрастных групп учащихся следует размещать вблизи соответствующих блоков учебных помещений.

При размещении зон на территории школы следует иметь в виду, что не допускается размещать физкультурно-спортивную зону и зону начальной военной подготовки со стороны классных помещений, что игры с мячом должны быть удалены не менее чем на25м. в тоже время спортивная зона должна иметь короткую и удобную связь со спортзалом.

Не менее 40% общей площади участка должно быть озеленено.

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня - органическая часть жилого района. Радиус обслуживания селения этими школами нормируется в пределах 500 м. Школы-интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а малых городах - и города в целом. К радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы.

Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности.

Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания:

начальных школ в мелких населенных местах;

неполных средних или средних кол, школ-интернатов или школ с частичным интернатом (общежития) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование.

Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем l-минутную транспортную доступность.

Сеть школ планируется из расчета 100% детей с неполным средним образованием и 75% детей со средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость одиннадцатилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей; восьмилетних школ-140 мест на 1000 жителей; начальных школ - 70 мест на 1000 жителей.

Генеральный план двух микрорайонов в жилом районе Ботанический в г. Краснотурьинске, Россия (проект):

1 -общеобразовательная школа; 2-детские сады-ясли; 3 - площадки отдыха; 4 - спортивные площадки; 5 - общественные культурно-бытовые центры; б-блоки первичного обслуживания; 7~ жилые дома непрерывно-ленточной композиции с техническими коридорами в цокольном этаже.

Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного места или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять, возможно, более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав; помещений и являющиеся более экономичными в строительстве и эксплуатации.

В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят начальные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей - неполные средние (восьмилетние) школы.

В поселках до 5000 жителей - полные средние (ll-летние) -- школы на 864 места, при условии подвоза учащихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать учащихся, окончивших расположенные в окружающих посёлках начальные и неполные средние школы.

В городской застройке, в микрорайонах от 6 до 12 тыс. жителей сооружаются полные средние (l1-летние) школы на 1251 место.

Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного расположения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях - на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайонным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайонов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера.

Пути движения в школы учащихся подготовительных и классов не должны пересекаться магистральными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д.

Школы-интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеленых зонах города на участках с наиболее благоприятными микроклиматическими условиями.

Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует располагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами.

Микрорайон Барунбакарна в г. Эребру, Швеция (схема генерального плана): / - торговый центр; 2школа; 3-детский сад; 4 -магазин; 5 - гараж.

Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатаплиаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод.

Предпочтение следует отдавать территориям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хорошим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчающими работы по благоустройству и озеленению участка.

Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных линий, как правило, на расстоянии, не менее 15 м.

Микрорайон: а - схема генерального плана: 1-10-этажные дома: 1----:.) ... "/-этажные дома;:3 - 3 .. .4-этажные дома; 4 - школьный комплекс с блоком для клубно-спортивной деятельности;)-дошкольные центры; 6 общественно-торговая улица (жилые дома с встроенными учреждениями обслуживания); 7-центр досуга; 8 - торговый центр; б - общественно-торговая улица

Участок школы и школы-интерната имеет важнейшее значение для про ведения нормальной учебно-воспитательной и оздоровительной работы со школьниками, и поэтому его планировке и благоустройству следует уделять большое внимание.

На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены спортивная, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная зоны. Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка.

Спортивная зона состоит из легкоатлетической площадки, площадок для футбола, баскетбола, волейбола и т. д.

Учебно-опытная зона включает участки овощных и полевых культур, питомник, плодовый сад и ягодник, участок коллективной работы, парники теплицу с зооуголком, участок начальных классов, метеорологическую и географическую площадку, площадку для занятий на открытом воздухе (с навесом). На зоне отдыха необходимы площадки для подвижных игр подготовительных, I-IП и IV-VПI классов и тихого отдыха для IV-VПI классов. Для остальной части учащихся площадки отдыха, предусмотрены на спортивной зоне. Площадки отдыха разных возрастных групп учащихся следует размещать вблизи соответствующих блоков зоны должны Спортивную зону не следует размещать со стороны окон хорошо инсолироваться и отделяться от спортивной зоны полосой зеленых насаждений. Метеорологическая и географическая площадки должны размещаться на открытом месте удалении от здания не менее чем на 35м.

Хозяйственный двор рекомендуется располагать со стороны входа в производственные помещения школьной столовой и смежно с учебно-опытной зоной. Защитная зеленая полоса по границам участка устраивается шириной не менее 1,5 м а со стороны улицы-6м.

При проектировании участков школ, располагаемых в микрорайонах городов и поселков, следует учитывать возможность использования спортивной зоны учебных помещений.

8. Образно-художественные характеристики школьных зданий

Архитектура школы основывается на единстве здания с природным окружением и раскрытыми интерьерами на природу.

Композиция фасадов должна обладать выразительном силуэтом, пластикой, привлекательными формами:

Разноплановость объемов зданий

Выразительность лавного входа

Раскрытие тектоники

Контрасты остекленных частей с глухими участками стен.

Композиция школы может быть обогащена полуоткрытыми и замкнутыми пространствами - двориками для активного отдыха учащихся.

Планировка и конструктивная схема здания должны быть основаны на модульном построении. В качестве укрупненного модуля рекомендуется 3м.

Школа это объект массового строительства, поэтому выразительность здания достигается простыми и скромными средствами.

Социальная значимость общеобразовательной школы, обусловленная выдвигает высокие требования к архитектурно-художественному решению школьных зданий. Композиция здания, его архитектура в равной мере пространственно организуют учебный процесс, а также выполняют эстетическую фyнкцию формирования культуры детей.

Примеры современных типовых и экспериментальных решений школьных зданий приведены ниже.

а-фасад; б - план первого этажа; I-вестибюль; 2 - рекреации; З-учебные кабинеты; 4 - лаборантские помещения; 5 - начальные классы; б-спальни функцией не только обучения, но и воспитания будущих граждан,; 7--медпункт; 8 - комната ожидания; 9-кmщелярия; 10-кабинет директора; 11-мастерские; 12-комната мастера; 1 3 кладовые; 14 - уборная для мальчиков; 15-уборная для девочек; 16 - киноаппаратная

Типовой проект школы на 33 класса (1266 учащихся) в монолитных конструкциях: а - фасад; б-план первого этажа; /-вестибюлъ; 2-класс; 3-комната отдыха; 4"":- помещение для группы продленного дня; 5-учебный кабинет; б-рекреация; 7-мастерская; 8-кружковая; 9медпyнкr; 1 О - санузел.

Типовой проект школы на 11 классов (264 учащихся) для климатическоro района 1 А, Б, Г: 6-план первого этажа; в-план второго этажа; 1 - вестибюль с гардеробом и сушилкой; 2дирекция; З-канцелярия; 4-кабинет профориентации; 5-мастерская; 6 - помещение l-ro класса; 7-игровая l-го класса; 8---спальня l-го класса; 9-кабинет врача; 1 о- кружковая; 77столовая (на сырье) с обеденным залом на 88 мест; 12-техническое помещение; 13 - санузел; 14актовый зал на 100 мест; 15-зимний сад; 16-спортзал; 77-учебный кабинет; 18-спальни 2 ... 4х классов; 19-помещение для rpуппы продленного дня; 2О-помещение 2-го класса; 21-помещение 3-ro класса; 22 - помещение 4-ro класса

Общеобразовательцая школа на 33 класса (конкурсный проект): а-общий вид (аксонометрия); Плaн первого этажа; /-вестибюлъ; 2 -форум; 3-помещеция начальных классов; 4-учебные кабинеты; 5-мастерская; 6-croловая; 7-кухня; В-спортзал; 9бассейн; 10-раздевальная; в-схема генплана; l-зона oтдыха; 2-учебно-опьпная зона; 3 - споpтивная зона;

Общеобразовательная школа на 33 класса (конкурсный проект): а--план первого этажа; 1-помещение начальных классов; 2-комната отдыха; 3-учебный кабинет; 4-лаборатория; 5-мacreрс:кая; 6--кухня; 7-обедешIый зал; 8-библиотека; 9 - раздевальная; 10 бассейн; 11-технические помещения; л - главный фасад (фрагменг); в - схема генплана; 1- садовоогородные участки; 2-тептща; 5-площадки ДIIЯ игр; 4-nл:ощадки ДIIЯ отдыха; 5 -споprивные площадки; 6-стадион

Помещения вспомогательного назначения

Литература

1. «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений». М., 1984г. Стройиздат. В. В. Адамович, Б. Г. Бархин.

2. Степанов В. И. «Школьные здания». 1975г. М..

3. Смирнов В. В. «Школьное строительство» Л. 1982г.

4. «Гражданские и сельскохозяйственные здания и сооружения» М. 1988г.

5. Т.Г.Маклакова “Проектирование жилых и общественных зданий” М. 1998г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проектирование музыкальных школ. Композиция школьных зданий. Роль ландшафтного дизайна в проекте музыкальной школы. Музыкальная культура Узбекистана XX-XXI вв. Музыкальные школы XX в. Школа будущего: от концепции к реальности. Класс в школе будущего.

    дипломная работа , добавлен 29.09.2015

    Объемно-планировочные решения производственных помещений, складских и служебных. Архитектурно-планировочные показатели ресторана и отделка помещений и наружных стен. Определение годового расхода тепла и водоснабжения. Проектирование систем вентиляции.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Анализ проектной ситуации. Требования к обустройству общеобразовательной школы. Основные виды отделочных материалов. Цветовое решение интерьера школы. Проектно-художественное решение оформления школы. Проектирование интерьера и выбор стиля классов.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Функционально-пространственные, объемно-планировочные и конструктивные требования к зданиям общественного питания. Проектирование помещений для посетителей и персонала. Примеры планировок зданий общественного питания. Примеры планировки ресторанов мира.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Основные требования к современным промышленным зданиям. Объемно-планировочные решения промышленных зданий. Типы многоэтажных промышленных зданий. Ячейковые и зальные промышленные здания. Унифицированные параметры одноэтажных производственных зданий.

    презентация , добавлен 20.12.2013

    Размещение здания на территории города, размеры земельных участков. Функциональные зоны школ и блок-схема расположения помещений. Площадь оконных проёмов, высота и кубатура помещения, проектирование естественного освещения. Перечень всех помещений.

    научная работа , добавлен 12.09.2011

    Разработка системы отопления здания школы. Объемно-планировочные и конструктивные решения индивидуального теплового пункта. Теплотехнический расчет наружных ограждений, определение теплопотерь в здании. Технология монтажа элементов системы теплоснабжения.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2017

    Проектирование общественного здания. Обоснование размещения на участке проектируемого здания. Подъезды и подходы к зданию школы. Озеленение и благоустройство участка. Назначение здания, особенности функционального процесса, основные группы помещений.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2012

    Проектирование двухэтажного жилого дома (второй этаж - мансардный), расположенного в частном секторе. Архитектурно-конструкторские и объемно планировочные решения. Теплотехнический расчет наружных стен. Схема планов этажей с экспликацией помещений.

    реферат , добавлен 18.08.2010

    Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений. Перечень помещений общественных зданий, размещение которых допускается в подвальных, цокольных этажах. Расстановка оборудования в помещениях для физкультурно-оздоровительных занятий.

Поделиться: